Мифологии многих народов описывают первый, мифологический этап развития цивилизации как «Эпоху Сновидений». И именно к этой эпохе относятся все основные приобретения человечества, находившегося тогда в непосредственном контакте с богами. В чём же особенность этого состояния, и почему оно позволяло такой контакт?
Мы уже как-то говорили, что сама идея Сновидения как магического состояния возникает из представления о необходимости реализации желаний, возникающих в глубинах сознания. Кроме того, мы обсуждали, что, находясь в этом состоянии вне Потока Силы, сознание не имеет вектора движения.
Таким образом, сновидением в широком смысле слова можно назвать состояние сознания, в котором оно лишено вектора, то есть свободно меняет своё направление. Иными словами, как только сознание выходит за рамки причинно-следственной ориентации, можно говорить, что оно переходит в состояние сновидения.
Именно прерывистость состояний сознания позволяет сновидению открывать то, чего в бодрствующем (векторном) состоянии ему не удаётся достичь: открытия, озарения, полученные во сне – и есть результат этих скачков, преодолений пропастей, на которые не хватало сил в векторном состоянии. И именно в этом величайшая ценность сновидения – оно даёт свободу скачкам сознания.
Может показаться, что такое «свободное парение» сознания более продуктивно, чем его «дневной» путь от шага к шагу. На самом деле, это не совсем так. Сознание сновидения не только не связано логическими цепями, оно также неустойчиво в своих выводах, недолгосрочно в эффектах, для закрепления которых требуется кропотливая работа «дневного» сознания. После того, как великий химик Кекуле увидел во сне хоровод обезьянок, ему понадобилось поработать днём, чтобы превратить это озарение в формулу бензола. То есть, сознание сновидения не способно придать идее форму, неспособно её проанализировать и синтезировать, хотя и способно высветить её в целостности синтеза.
Ещё одной важной особенностью состояния сновидения является его символичность. Образы, которые выхватывает безвекторное сознание, не могут опереться на известные элементы, не связаны с опытом и поэтому выражаются в символах – универсальных элементах смысла, разлитого во вселенной. Сновидение метафорично по своей природе, оно лишено прямых ответов и прямых действий.
В то же время, внелогичность состояния сновидения может быть и чрезвычайно полезной, поскольку «бремя логики» иногда сковывает проявления свободного творчества, высвобождаемые во сне. Сновидение освобождает чувства из-под власти разума, освобождает дионисийское начало человека, и тут же грозит ему безумием, не сдерживаясь началом Аполлона.
Ещё одной особенностью состояния сновидения является то, что для спящего привычно легковерное отношение к гипотезе, он удовлетворяется первой попавшейся для объяснения идеей и тотчас верит в ее истинность. Поэтому сознание спящего часто ошибается, принимает мнимые причины за истинные, отсутствующую одновременность событий или обратный их порядок как данность. Если вдруг у спящего зародится сомнение в истинности того, что происходит в сновидении, т.е. если истина «реального» мира попытается вмешаться в реалии сна, то логика сновидений вступает в свои права и с «очевидностью», не терпящей и не допускающей никаких сомнений, властно направит мысль грезящего человека к «абсолютной истине» сна.
Итак, «Время сновидений», как характеристика метаисторического процесса, соответствует времени, когда люди воспринимали предметы в их целостности, вне причинно-следственных связей и в символической форме – так, как это происходит в сновидении.
Однако не только в прадревние времена, но и в каждый исторический период, и в настоящее время, сознание каждого человека входит время от времени в состояние, которое можно описать термином «сновидение наяву». Этот термин указывает, что сознание не выпадает из Потока Силы, то есть – из «реальности», но, в то же время, приобретает характеристики Сновидения. Мир в таком состоянии воспринимается как символ, а события в нём не имеют жёсткой взаимосвязи.
Такое состояние может быть как плодотворным, так и опасным. Помимо того, что они могут привести к потере адекватности, безумию, они, как и любое сновидение, открывают сознание для различных хищников, стремящихся овладеть им. Однако бороться с этими хищниками в «сновидении наяву» намного проще, поскольку Поток Силы даёт ресурсы и поддержку в такой борьбе.
Именно поэтому рассматриваемое состояние может быть особенно ценно для женщин, имеющих склонность к магии, фактически, вся чисто женская магия происходит именно в состоянии «сновидения наяву». То же можно сказать обо всех видах магии, требующих большей подвижности, чем может дать «дневное» сознание.
Кроме того, в «сновидении наяву» сознание не полностью утрачивает критичность, позволяя лучше ориентироваться в возникающих образах, более того, дионисийское начало остаётся уравновешенным аполлоническим, а значит, опасность безумия уменьшается. Кроме того, если совместное «ночное» сновидение – большая редкость и требует специальных навыков и склонности, то «сновидение наяву» вполне может переживаться несколькими людьми, что также повышает его ценность. Более того, такой «сновидящий» может адекватно взаимодействовать с «бодрствующими» людьми, и это взаимодействие может быть взаимополезным.