Родиной магических квадратов считают Китай. В Китае существует учение Фэн-шуй, согласно которому цвет, форма и физическое расположение каждого элемента в пространстве влияет на поток Ци, замедляя его, перенаправляя его или ускоряя его, что напрямую влияет на уровень энергии жителей. Для познания тайн мира боги послали императору Ю (Yu) древнейший символ, квадрат Ло Шу (Ло – река).
МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ ЛО ШУ
Легенда гласит, что около четырех тысяч лет назад из бурных вод реки Ло вышла большая черепаха Шу. Люди, приносящие жертвы реке, увидели черепаху и сразу признали ее божеством. Соображения древних мудрецов показались императору Ю настолько резонными, что он приказал увековечить изображение черепахи на бумаге и скрепил его своей императорской печатью. А иначе как бы мы об этом событии узнали?
Эта черепаха на самом деле была особенной, потому что на ее панцире был нанесен странный узор из точек. Точки были нанесены упорядоченно, это привело древних философов к мысли о том, что квадрат с числами на панцире черепахи служит моделью пространства – картой мира, составленной мифическим основателем китайской цивилизации Хуан-ди. В самом деле, сумма чисел по столбцам, строкам, обеим диагоналям квадрата одинакова M=15 и равна числу дней в каждом из 24-х циклов китайского солнечного года.
Четные и нечетные номера чередуются: причем 4 четных числа (пишутся снизу вверх по убыванию) находятся в четырех углах, а 5 нечетных чисел (пишутся снизу вверх по возрастанию) образуют крест в центре площади. Пять элементов креста отражают землю, огонь, металл, воду и лес. Сумма любых разделенных центром двух чисел равна числу Хо Ти, т.е. десяти.
Четные числа (символы Земли) Ло Шу были нанесены на теле черепахи в виде черных точек, или Инь символов, а нечетные числа (символы Неба) – в виде белых точек, или Ян символов. Земля 1 (или вода) находится снизу, огонь 9 (или небо) – сверху. Не исключено, что современное изображение цифры 5, размещенной в центре композиции, обязано китайскому символу двуединственности Ян и Инь.
МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ ИЗ КХАДЖУРАХО
Восточная комната
Магия Джозефа Редьярда Киплинга, создавшего образы Маугли, Багиры, Балу, Шер-Хана и, конечно, Табаки, началась накануне двадцатого века. За полстолетия до этого, в феврале 1838, года молодой британский офицер бенгальских инженерных войск Т.С. Берт, заинтересованный разговором слуг, несших его паланкин, отклонился от маршрута и наткнулся на древние храмы в джунглях Индии.
На ступенях храма Вишванатха офицер нашел надпись, свидетельствующую о древности сооружений. Спустя короткое время энергичный генерал-майор А. Каннингем начертил подробные планы Кхаджурахо. Были начаты раскопки, увенчавшиеся сенсационным открытием 22 храмов. Возвели храмы махараджи их династии Чанделов. После распада их царства джунгли поглотили постройки на тысячу лет. Найденный среди изображений обнаженных богов и богинь квадрат четвертого порядка поражал воображение.
Мало того, что у этого квадрата суммы по строкам, столбцам и диагоналям совпадали и равнялись 34. Они совпадали также по ломанным диагоналям, образующимся при сворачивании квадрата в тор, причем в обоих направлениях. За подобное колдовство цифр такие квадраты называют «дьявольскими» (или «пандиагональными», или «насик»).
Безусловно, это свидетельствовало о необычных математических способностях их создателей, превосходящих колонизаторов. Что неизбежно почувствовали люди в белых пробковых шлемах.
МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ ДЮРЕРА
Знаменитый немецкий художник начала XVI века Альбрехт Дюрер составил первый в европейском искусстве магический квадрат 4х4. Сумма чисел в любой строке, столбце, диагонали, а также, что удивительно, в каждой четверти (даже в центральном квадрате) и даже сумма угловых чисел равна 34. Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания картины (1514). В средних квадратах первого столбика внесены исправления – цифры деформированы.
В картине с оккультной крылатой мышью Сатурном магический квадрат сложен крылатым разумом Юпитером, которые друг другу противостоят. Квадрат симметричен, так как сумма любых двух входящих в него чисел, расположенных симметрично относительно его центра, равна 17. Если сложить четыре числа, полученные ходом шахматного коня – будет 34. Воистину этот квадрат своей безупречной упорядоченностью отражает меланхолию, охватившую художника.
Утренний сон.
Европейцев с удивительными числовыми квадратами познакомил византийский писатель и языковед Мосхопулос. Его работа была специальным сочинением на эту тему и содержала примеры магических квадратов автора.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАГИЧЕСКИХ КВАДРАТОВ
В середине XVI в. в Европе появились сочинения, в которых в качестве объектов математического исследования предстали магические квадраты. Затем последовало множество других работ, в частности таких известных математиков, основоположников современной науки, как Штифель, Баше, Паскаль, Ферма, Бесси, Эйлер, Гаусс.
Магический, или волшебный квадрат – это квадратная таблица, заполненная n2 числами таким образом, что сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях одинакова.
Если в квадрате равны суммы чисел только в строках и столбцах, то он называется полумагическим. Магический квадрат называется ассоциативным или симметричным, если сумма любых двух чисел, расположенных симметрично относительно центра квадрата, равна n2 + 1.
Нормальным называется магический квадрат, заполненный целыми числами от 1 до n2. Нормальные магические квадраты существуют для всех порядков, за исключением n = 2, хотя случай n = 1 тривиален – квадрат состоит из одного числа.
Сумма чисел в каждой строке, столбце и на диагоналях называется магической константой M. Магическая константа нормального волшебного квадрата зависит только от n и определяется формулой
M = n(n2 + 1)/2
Магический квадрат Ло-Шу. Единственный нормальный магический квадрат 3×3.
Сумма чисел по столбцам, строкам, обеим диагоналям одинакова M=15 и равна числу дней в каждом из 24-х циклов китайского солнечного года. Четные и нечетные номера чередуются: причем 4 четных числа (пишутся снизу вверх по убыванию) находятся в четырех углах, а 5 нечетных чисел (пишутся снизу вверх по возрастанию) образуют крест в центре площади. Пять элементов креста отражают землю, огонь, металл, воду и лес. Земля 1 (или вода) находится снизу, огонь 9 (или небо) – сверху. Сумма любых разделенных центром двух чисел равна числу Хо Ти, т.е. десяти. Не исключено, что современное изображение цифры 5 многим обязано китайскому символу двуединственности Ян и Инь.
В Китае существует учение Фэн-шуй (одной из форм гадания Ци), которое работает с символами и в котором многие простые вещи приобретают загадочный, знаменательный и символический смысл. Например, арифметические квадраты отождествляют с картой мира Ло Шу (Ло – река), представленной Богом в теле черепахи мифическому императору Ю (Yu). Легенда гласит, что около четырех тысяч лет назад из бурных вод реки Ло, грозящей наводнением, вышла большая черепаха. Люди, приносящие жертвы реке, увидели черепаху и сразу признали ее божеством. Эта черепаха на самом деле была особенной, потому что на ее панцире был нанесен странный узор из точек.
Точки были нанесены упорядоченно – это привело древних философов к мысли о том, что квадрат на панцире черепахи таит в себе некоторую тайну бытия. Панцирь черепахи Ло Шу служит моделью пространства, которую создал мифический основатель китайской цивилизации Хуан-ди. Цвет, форма и физическое расположение каждого элемента в пространстве влияет на поток Ци, замедляя его, перенаправляя его или ускоряя его, что напрямую влияет на уровень энергии жителей. Четные числа (символы Земли) Ло Шу выражаются в виде черных точек, или Инь символов, а нечетные числа (символы Неба) выражаются в виде белых точек, или Ян символов.
Прежде чем стать забавой в младших классах для игры в крестики-нолики, эта девятиклеточная фигура была известна также как квадрат Сатурна. Расположение чисел в магическом квадрате Ло Шу сходно с символическими обозначениями духов в каббале и знаками индейской астрологии. Магический квадрат был важен в средневековой нумерологии, часто использовался как амулет и считался содержащим мистические откровения о реальном мире. Некоторые тайные общества в Средние века видели в нем "каббалу девяти палат". Каждая ячейка содержала мистическую букву или иной символ. Прочитанные вместе вдоль определенной линии, эти знаки передавали оккультные сообщения.
Цифры, составляющие дату рождения, расставлялись в ячейках квадрата и затем расшифровывались в зависимости от значения и местоположения цифр. Несомненно, такой оттенок запретного волшебства много значил для сбережения изображений магического квадрата, даже если содержимое его клеток испарилось, когда он стал детской игрой.
Первые значения магических констант приведены в таблице
Квадрат, найденный в Кхаджурахо (Индия)
Древнейший из дошедших до нас квадратов четвертого порядка был обнаружен в надписи XI или XII века, найденной в индийском городе Кхаджурахо.
Этот магический квадрат относится к разновидности так называемых «дьявольских» квадратов (или «пандиагональных», или «насик»), еще более удивительных, чем симметричные. Помимо обычных свойств, в дьявольских квадратах с магической константой совпадают суммы чисел по ломаным диагоналям (диагонали, которые образуются при сворачивании квадрата в тор) в обоих направлениях.
Дьявольский квадрат остается дьявольским, если над ним производить пять различных преобразований: 1) поворот; 2) отражение; 3) перестановку строки сверху вниз и наоборот; 4) зачеркивание столбца справа или слева и переписывая его с противоположной стороны и 5) особую перестановку клеток, схема которой показана на рис. 1.
Рис. 1. Одно из пяти преобразований, сохраняющих "дьявольские" свойства "дьявольского" квадрата.
Если из одинаковых дьявольских квадратов выложить мозаику (каждый квадрат должен вплотную примыкать к своим соседям), то получится нечто вроде паркета, в котором числа, стоящие в любой группе клеток 4х4, будут образовывать дьявольский квадрат. Числа в четырех клетках, следующих последовательно одна за другой, как бы они ни были расположены - по вертикали, по горизонтали или по диагонали, - в сумме всегда дают постоянную квадрата.
Существует 48 дьявольских квадратов 4×4 с точностью до поворотов и отражений. Если принять во внимание ещё и симметрию относительно торических параллельных переносов, то остаётся только три существенно различных дьявольских квадрата 4×4:
Современные математики называют подобные квадраты «совершенными». Стало быть, «совершенный» и «дьявольский» для современных математиков – синонимы!
Вероятно, наиболее удивительный способ описания свойств дьявольских квадратов был разработан Дж. Б. Россером и Р. Дж. Уокером. Свернем квадрат в трубку, затем растянем ее и изогнем так, чтобы она превратилась в тор (рис. 3).
Рис.3 Дьявольский тор
Все строки, столбцы и диагонали дьявольского квадрата при этом превратятся в замкнутые кривые. Начав двигаться из любой клетки и сделав из нее два шага по диагонали (то есть перепрыгнув через одну клетку), мы всегда окажемся в одной и той же клетке, в каком бы направлении мы ни шли. Эту клетку называют «антиподом» той, из которой мы начали свое путишествие. Сумма чисел в любых двух антиподах для нашего дьявольского тора равна 17. Любая замкнутая полоска из четырех клеток, расположенных вдоль меридиана, параллели или по диагонали, содержит числа, сумма которых, так же как и для любых четырех клеток, образующих на поверхности квадрата «заплатку», равна 34.
Как показали Россер и Уокер, преобразования магических квадратов образуют «группу», обладающую определенными свойствами, совпадающую с группой преобразований гиперкуба (четырехмерного куба) в себя.
Связь между дьявольскими квадратами и гиперкубами нетрудно усмотреть, если 16 клеток квадрата сопоставить с 16 вершинами гиперкуба. Соответствие между клетками и вершинами можно показать на хорошо знакомой двумерной проекции гиперкуба (рис. 5). Сумма чисел, стоящих в четырех вершинах каждой из 24 квадратных граней гиперкуба, равна 34. Пары антиподов, дающих в сумме 17, расположены в противоположных концах диагоналей гиперкуба.
Рис. 5. "Дьявольский" гиперкуб и один из его 384 "дьявольских" квадратов.