Проективный тест судьбы - гадание на картах Таро - как феномен синхронности в аналитической концепции К.-Г.Юнга
(автор - Тытарь Е.Т., http://www.synergia.ru/content/view/36/44/)
"Известный интерес К.-Г.Юнга к гаданиям, в частности, по древнекитайской Книге Перемен И-Цзин, связан с его трактовкой психического как подлинно человеческого универсума, тождественного универсуму мировому. Это единство-тождество человека и мира, постулируемое и до Юнга в несчётном количестве философских, религиозных и мистических систем различных авторов, у Юнга трактуется как вневременное и нелинейное взаимодействие психических и материальных процессов, которое не может быть объяснено с точки иронии формальных причинно-следственных связей.
Такое взаимодействие возможно в результате особой "резонансной сонастройки", как мы сейчас бы сказали, человека (его психики) и мира; это состояние свидетельствует о проявлении в жизни индивида архетипических мотивов и объясняются через введённое Юнгом понятые синхронности: "Я избрал этот термин потому, что одновременное появление знаменательных, но причинно не связанных событий мне кажется существенным критерием. Поэтому я использую общее понятие синхронности в специальном смысле - для обозначения совпадения во времени двух или более событий, причинно не связанных, но имеющих одинаковое или сходное значение, в противоположность "синхронии", означающей просто одновременное появление двух событий". "Синхронность не более таинственна или загадочна, нежели понятые дискретности в физике, исключительно наше убеждение во всемогуществе причинно-следственных связей делает её сложной для понимания, поскольку мы не в состоянии домыслить самую возможность существования беспричинных событий... Полные смысла совпадения мыслятся как чистая случайность. По чем чаще они случаются и чем большим и более точным оказывается соответствие, тем менее мы склонны верить в их вероятность, наконец, мы вынуждены смириться с тем, что это уже не просто случайность, и что каузальное объяснение -не единственно возможное и не единственно верное. Их "необъяснимость" происходит но оттого, что неизвестна их причина, а оттого, что она немыслима, непостижима нашим разумом" [К-Г.Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994, с.378 ]. А в "Предисловии к И-Цзин" он отмечает: "...следует предположить, что существует неожиданный параллелизм психических и физических событий "[К-Г,Юнг:0 психологии восточных религий и философий.-М.,"Медиум", 1994 ].
В Европе более популярна другая система, как и И-Цзин, описывающая все, что может случиться с человеком в жизни - своеобразный набор жизненных программ, выраженных многозначным символическим языком, Этот язык настолько объёмен по смыслам, что смыслы эти оказываются доступными пониманию каждого сознания ровно настолько, насколько это сознание способно понять, "по-ять", объять эти смыслы в каждый данный момент, а имею в виду карты Таро.
Учитывая, что бессознательное говорит языком символов, а карты Таро - это символы, отражающие, в соответствии с идеей синхронности, наше состояние и перспективы в каждый момент, когда их об этом умело спрашивают, я предположила, что возможно "вопрошание" при помощи карт Таро нашего бессознательного в соответствии с определёнными принципами Юнговской психологии личности.
Получилось следующее:
- Анима/Анимус - Здесь понимается скорее как характер отношений между женской и мужской частями души человека, что имеет свою проекцию, в частности, и на отношения с противоположным полом в жизни, и показывает уровень "общей энергетичности" жизни - в соотв. с работами автора и др.
В момент гадания сознанию становятся доступны эти отношения, оно понимает многое из того, что происходит по жизни, а то, что остаётся за пределами осознания в момент гадании, но является важным, приходит в ту же ночь в сновидениях, инсайтах и совпадениях - синхронности событии в жизни в течение 2-3 и более суток с момента гадания.
Гадание носит характер проективного психологического теста и выполняется следующим образом: на Проективную Карту Судьбы, после предварительного настроя (объяснения клиенту смысла Юнговских понятий Эго, Персоны и т.д., и вхождения в контакт с картами, причем используются только Великие Арканы), клиент последовательно выкладывает 4 карты из колоды рубашками вверх, после чего, открывая их по очереди, описывает, что он на них видит. Оператор также описывает то, что он видит на этих картах "глазами клиента". Затем оператор совместно с клиентом описывают полную картину из 4-х карт. Последней выкладывается карта "Самость" и весь расклад трактуется снова, но в качестве смыслообразующей всей ситуации теперь является карта Самости, далее можно дополнить интерпретацию, прибегнув к любой из известных в литературе трактовок карт Таро, но, как показал опыт, это мало что добавляет по существу, поскольку смысл гадания - проекция бессознательного конкретного человека.
Таким образом, основная функция Таро как психологического проективного теста - помочь прояснить и углубить личный миф, поскольку карты Таро могут быть рассмотрены как архетипические образы, которые автоматически мобилизуют подсознательную часть психики, которая хочет быть выслушанной. В качестве психотерапевтического средства Таро действует как "связной", указывающий направленно усилий, говоря о значимых факторах для человека на данный момент, открывает дверь к новым возможностям, освещает то, что для сознания было скрыто или искажено ложным пониманием. Проективный психологический тест Таро, таким образом, становится инструментом самотрансформации и обновления восприятия реальности.
Эффективность этого проективного теста-гадания, по моим наблюдениям, может быть очень велика, но при соблюдении следующих условий:
- Гадание на Проективной Карте Судьбы - это не развлечение, а серьёзная психотерапевтическая работа, требующая высоких энергетических затрат как со стороны клиента, так и оператора. Поэтому использовать этот метод надо только тогда, когда человек ощущает в этом настоятельную необходимость /жизненный кризис, "тупик", критическая точка, чувство "непонимания того, что со мной происходит"/, словом, ситуации необходимости в психотерапии.
- Гадание тем результативной с точки зрения психотерапевтического процесса (в данном случае - ускорения процесса индивидуации) если при этом произошла активации структур бессознательного. Но моему опыту, она выражается рядом признаков у клиента: физиологическими - реакция вегетативной нервной системы в виде жара, озноба, потливости. ' дрожи в руках, ногах, иногда и во всём теле; дрожание голоса, побледнение/покраспение кожных покровов. Кроме того, наблюдается динамика эмоционального состояния: клиент испытывает беспричинный страх, плачет, смеется; нередки чувства эмоционального подъёма, "расширения" радости, озарения. Часты признаки изменённого состояния сознания: чувство "остановки времени", расширения пространства, изменения освещённости ( стало как будто светлее"), причём последний признак нередко наблюдается и у оператора. При этих условиях становится возможной проекция бессознательных структур в процессе гадания. При отсутствии этих признаков изменения состояния или их слабой выраженности эффект оказывается гораздо слабее.
- Оператор включается в процесс через проекции бессознательного клиента в доступной для него в тот момент степени. Помогает при этом оператору то, что он в состоянии реально осуществить позицию Юнга, которую он подчёркивает практически во всех известных мне его работах и которая кажется мне точно сформулированной в его словах о Фрейде: "Он имел мужество дать материалу говорить за себя, и таким образом смог проникнуть в реальную психологию своих пациентов? /Д.Фейдимен.Р.Фрейтер, Личность и личностный рост. ВЦП, 1985/.Здесь это означает суметь быть настолько эмпатичным, настолько "отстроиться" от себя, чтобы увидеть карты глазами своего клиента - увидеть ту часть, которая для него в этот момент не проявлена. Без этого условия ничего не получится. Признак "включённости" оператора, по моему опыту, таков: те же карты выглядят по-разному при гадании у разных клиентов.
- По окончании гадания клиент может переживать процесс следующим образом: продолжение изменённого состояния сознания, вегетативных и эмоциональных реакций с быстрой динамикой, необычные, яркие сновидения.
Были случаи кратковременных болезненных состояний с высокой температурой. Все эти явления проходят в течение суток и разрешаются в состояние ясного, спокойного, расширенного сознания; происходит осознание причин кризиса. Отсроченный контроль за некоторыми клиентами показал, что в их жизни произошли значительные перемены. Эти перемены, как отмечали сами клиенты, происходили как бы "сами собой", в силу обстоятельств, и были направлены на неожиданные для них стороны личностной реализации: перемены в отношениях в семье, неожиданные значимые встречи, смена работы и т.п.
Описанный выше процесс ещё раз убедительно показывает, что осознание - не пассивно, но своей природе оно активно, действенно, и объём осознанного материала говорит об объёме изменений в судьбе, а глубина потрясения, переживаемого при этом, говорит о глубине судьбинных перемен.
Таким образом, "Проективный Тест Судьбы" - гадание на картах Таро как проявление феномена синхронности по Юнгу - по предложенной здесь системе, будучи апробировано на 52 клиентах, показал себя как весьма мощное психотерапевтическое средство, действующее на самых глубинных уровнях личностного бессознательного. Это позволяет интегрировать его материал на пути углублённого и ускоренного процесса индивидуации. Решая проблемы личности на экзистенциальном уровне /признаваемом в современной психотерапии её основным по эффективности уровнем/, этот метод приводит к более лёгкому и естественному решению личностью проблем социального уровня, проблем отношений, а также психосоматических проблем ".