Психомоделирующая методика Таро
(автор Величко Антонина Феликсовна, http://veliger.danilkin.ru/taro/metodics_1.shtml)
" "Таро-психомоделирование" - метод моделирования подсознательных психических процессов и содержаний с помощью стандартной системы символов, позволяющий не только описать качественные особенности бессознательной части психики субъекта исследования, но и оценить интенсивность выявленных проявлений. Данные свойства ставят методику между собственно проективными и психометрическими тестами, расширяя поле исследования.
Данная методика зарегистрирована, как авторская научная разработка Антонины Феликсовны Величко и объект интеллектуальной собственности в Российском Авторском Обществе (Свидетельство № 10807 от 20 октября 2006 года).
Стимульный материал
Стимульным материалом для осуществления обследования с помощью описываемой методики служит древняя символическая система, называемая "карты Таро", содержащая 22 сюжетных картины и 4 группы объединяемых одним общим символом (масти) картин с цифрами до 10-ти и стандартными фигурами (Король, Королева, Рыцарь, Паж). Данный материал является стандартным, так как за несколько веков существования принял устойчивую форму и дальше не изменялся. По историческим сведениям - устойчивая форма колоды Таро возникла в XVIII веке, когда начался выпуск карт типографским способом. В дальнейшем возникали авторские колоды, отличавшиеся от традиционной, давшей начало обиходным игральным картам, но данная методика предполагает использование стандартных колод("Марсельское Таро", " Райдер-Уэйт") или приближенных к стандартным.
Новизна метода
Ранее карты Таро использовались лишь в одной официально заявленной психодиагностической методике в рамках символьной соционики, основы которой разработаны С.Савченко (г.Днепродзержинск). Автор сравнил типовые характеристики шестнадцати психологических типов, используемых в "классической" соционике и типоведении с квадратом "Придворных карт Таро", содержащим также 16 персонажей, разделенных на четыре масти по четырем значениям (короли, дамы, рыцари и пажи). Поставив в соответствие мастям стереотипы мышления, используя при этом юнговские понятия рациональности/иррациональности и логики/этики, а значениям карт v стереотипы поведения, используя для этого понятия экстраверсии/интроверсии и сенсорики/интуиции, он получил взаимнооднозначное соответствие между соционическими типами и архетипами придворных карт Таро. Однако в данной методике, в отличие от метода "таро-психомоделирование" используется колода Таро не целиком, а лишь блок так называемых "младших" или "придворных" карт. Охват исследования методом Таро-психомоделирования шире - так как проводится не только психологическое типирование, но и оценка динамических характеристик личности - ее зрелости, интенсивности протекания бессознательных процессов, их характера на момент исследования. По данным Л.Ф. Бурлачук (1997) основным недостатком имеющихся в психологии диагностических проективных методик (тест Роршаха, ТАТ, психодрама, "завершение предложения", "дом-дерево-человек", тест Люшера) является недостаточная стандартизированность и определенность материала, а также сложность определения проблемы, являющейся актуальной для человека, в связи с тем, что бессознательное (в широком смысле этого слова) не может полноценно проявить себя, поэтому получаемые результаты ограничиваются исключительно сознательными убеждениями - как собственными, так и социально обусловленными. Психомоделирующая методика Таро заполняет этот пробел, так как имеет стандартный набор материала, стандартные модели его использования и четкую схему оценки результатов, а также, в силу особенностей стимульного материала и способа его предъявления (см. "описание метода") позволяет отделить собственно бессознательный материал от содержания сознания.
Теоретические основы метода
В основе метода лежат теоретические разработки К.Г. Юнга, касающиеся введенного им понятия "коллективное бессознательное", которое отражало объективную психику, разные уровни которой идентичны у лиц определенной группы, народа и всего человечества. К.Г.Юнг утверждал, что коллективное бессознательное - не просто психическое явление, свойственное человеческой природе, но "своего рода психологический эквивалент окружающего мира и поэтому постоянно проецируется на него". Структурными единицами коллективного бессознательного, по К.Г.Юнгу служат так называемые архетипы. Этот термин был использован еще в античности платониками и происходит от греческого слова "архетипос" - первоначальный образец, матрица. В психологии этим термином обозначается способ связи образов, переходящих из поколения в поколение, принцип, по которому они связаны. Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. У всех людей набор архетипов стандартный, но в жизни каждого отдельного человека они реализуются по-своему, наполняются конкретным содержанием. Для пояснения можно провести аналогию: например, структура мозга у всех людей одна и та же, а личности разные. Архетипы коллективного бессознательного нейтральны в отношении добра и зла, структурируют понимание мира, себя и других людей. Они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры.
Свойства архетипов(по К.ГЮнгу:)
-трансгрессивность - способность в некоторых случаях проявлять себя так, как если бы они принадлежали в равной мере и обществу, и личности.
-нуминозность - ощущение человеком уникальности, особого значения образов-архетипов.
-способность активизироваться в ответ на ритуал, посвященный им.
-способность образовывать личностные комплексы там, где имеется конфликт сознания с инстинктом.
-способность в активной форме вызывать "феномен синхроничности" - так называются осмысленные совпадения событий, разделенных временем или пространством.
-суггестивный эффект (способность затуманивать сознание).
-способность на бессознательном уровне организовывать человеческие идеи, мировоззрение.
-способность к взаимовлиянию.
К имеющимся по К.Г.Юнгу свойствам архетипов разработчиком рассматриваемой методики в результате проведенных исследований прибавлено еще одно свойство: возможность служить маркером уровня зрелости личности. Зрелость личности, как правило, определяется соответствием биологического возраста, социальных ролей и задач с уровнем осознания, принятия и успешного осуществления личностью этих социальных ролей. Стимуляция так называемого "личностного роста" или созревания личности - основная цель большинства психотерапевтических методик.
Основными архетипами, которые выделяет Юнг, являются: анима - женская часть в душе мужчины, источник влечений; анимус - мужская часть в душе женщины, источник непререкаемых суждений; тень - как бы темная сторона личности, совокупность вытесненных представлений о себе самом; самость - самопознание смысла жизни, ядро личности; хтоническая мать - самоосознание женщины; герой - прогрессивный образ в душе мужчины.
В символической системе Таро выбор образов больше, и каждый архетип отражают в разных ипостасях несколько символических картинок. Модель Таро, в отличие от юнговской, позволяет систематизировать архетипы-схемы, формирующие личность, предполагать, как они функционируют, вычленять их влияние и оценивать интенсивность влияния на психический мир, канву поведения человека и помогать осознанию проблем.
В теоретические основы методики автором-разработчиком также введено понятие "психический геном", служащее сеткой координат, шкалой для оценки показаний, выявляемых с помощью стимульного материала - символических картинок Таро.
Психический геном - универсальная для всех людей психическая бессознательная матрица, в соответствии с которой структурируется жизненный опыт, определяющий совершенствование, созревание личности в процессе как биологической, так и социальной жизни человека.
Программы психического генома.
Целевые программы.
Программы женского архетипа:
-программа половой идентификации и продолжения рода
-программа осознания личных и социальных запретов
-программа идеальной любви и осознания смерти.
Программы мужского архетипа.
- программа "демиург"
- программа "герой"
- программа "мудрый старец"
Регуляторные программы.
Всеобщая цикличность
Всеобщее равновесие
Точка перехода
Латерализм (добро-зло)
Общая схема подразделения 22 базовых символических картин.
В методике сохраняется их традиционное название - Старшие Арканы.
А. Основные Старшие Арканы.
Основными условно можно назвать Старшие Арканы, кодирующие наиболее конкретные, сюжетные программы.
Старшие Арканы, кодирующие женский архетип. Женский архетип включает в себя программы рождения, продолжения рода, первичного воспитания потомства, умения подчиняться законам природы, хранения традиций, сакральных, духовных женских функций. Женский архетип кодируют в Таро 6 карт: Звезда, Императрица, Сила, Правосудие, Папесса, Смерть.
Старшие Арканы, кодирующие мужской архетип. Он отвечает за программы приобретения и расширения влияния среди особей своего вида, прогрессивного, творческого преобразования природы, поиска мировоззрения, сакральных, духовных мужских функций. Мужской архетип кодируют 6 карт - Маг, Дурак, Император, Повешенный, Папа, Отшельник.
Б. Вспомогательные Старшие Арканы.
Вспомогательными условно назовем Старшие Арканы с более многозначным толкованием, отражающие не конкретные жизненные сюжеты, а общую направленность подсознательных стремлений.
Старшие Арканы, кодирующие функциональные характеристики "подсознательного диспетчера". Их можно разделить на 2 группы:
Знаковые. Луна и Солнце. Общие символы женской (Луна) и мужской (Солнце) частей психологических стереотипов. По этим картам можно судить о заинтересованности, включенности того или иного архетипа.
Функциональные. Колесо Фортуны и Умеренность. Отражают процесс считывания информации с бессознательной матрицы, своевременность включения тех или иных программ, стабильность, постоянство, уравновешенность психических процессов.
2. Старшие Арканы, кодирующие заложенный в подсознании предполагаемый результат задуманного действия. Эти карты отражают так называемый архетип предупреждения. К ним относятся: Башня - красный сигнал "подсознательного светофора", указывающий на возможность опасного результата действия, Возлюбленный - желтый сигнал, предупреждающий о том, что предчувствие результата действия еще не сформировано подсознанием, и Колесница - зеленый сигнал, побуждающий к действию.
3. Старший Аркан, появляющийся на переломных этапах жизни человека и кодирующий программу адаптации к переменам внешней или внутренней среды - Суд.
4. Старшие Арканы, кодирующие программу оценки личности или ситуации с позиций добра и зла - Дьявол и Мир.
Описание метода.
Метод включает в себя предъявление обследуемому стандартного набора карточек, содержащих изображения-символы, подбор обследуемым определенного количества карточек, интерпретацию полученной символьной информации. Данные манипуляции, как правтило осуществляются после вербализации обследуемым своих запросов к обследованию и актуальных для него жизненных тем.
Способ предъявления стимульного материала имеет ряд особенностей, отличающий описываемую методику от других проективных методик, используемых в практике психологии. В связи с тем, что при оценке любого картинного стимульного материала с помощью зрительного анализа, обследуемый подключает в большей степени механизмы сознания, чем бессознательного - изучения сферы бессознательного затрудняется. В методике "Таро-психомоделирование" для подбора стимульного материала используется так называемый феномен кожно-оптической чувствительности - способности воспринимать некоторые информационные паттерны с помощью сигналов от кожных покровов.
Значительный вклад в изучение проблемы кожно-оптической чувствительности внесли уральские ученые (психологи А.С. Новомейский, Н. Т. Свинина, Н. Н. Судаков, Д. К. Гилев, физиологи С. Н. Добронравов, Я. Р. Фишелев). Опыты проводились главным образом не с такими носителями уникальных способностей, как Роза Кулешова или Вера Петрова, а со студентами Нижнетагильского, Свердловского, Магнитогорского и Ишимского пединститутов, с учащимися школ, со слепыми детьми и взрослыми. Исследования велись в Москве, в Армении, а также за рубежом - сначала в США, потом в Англии, Франции, Китае и других странах. Было установлено, что кожно-оптическая чувствительность, т. е. способность определять некоторые свойства и форму предметов с закрытыми глазами или в полной темноте, в большей или меньшей степени присуща всем людям, как женщинам, так и мужчинам. Оказалось, что различно окрашенные предметы по-разному действуют на наш организм: неосознанно (или с разной степенью осознания) отражаются нами и более того - повышают или понижают интенсивность наших реакций и нашей деятельности.
В связи с вышеописанными особенностями кожно-оптической чувствительности, в качестве стимульного материала могут использоваться только цветные колоды Таро, с четким, простым рисунком.
Методика "Таро-психомоделирование" использует не возможность "угадывания" рисунков или цвета, а дает возможность механизмам бессознательной психики полнее включаться в выбор карточек-стимулов.
Интерпретация результатов. После подбора стимульного материала, осуществленного обследуемым, проводится толкование полученных сочетаний символических изображений. В процессе толкования исследователь пользуется стандартным набором значений того или иного символа. Набор значений символов разработан автором методики на основе литературных данных и путем ассоциативных экспериментов на группе лиц, не знакомых ранее с изображениями Таро.
В получаемых в ходе обследования сочетаниях картинок, так называемые Старшие Арканы (22 сюжетных картины) несут основную смысловую нагрузку, они отражают основные актуальные бессознательные мотивы в психическом статусе обследуемого, в зависимости от той программы "психического генома", которая включается для реализации действий или умозаключений по актуальному вопросу, озвученному обследуемым в начале исследования.
Группы символических картинок, объединяемых одним общим символом (масти - Мечи, Посохи, Монеты, Чаши) и включающих цифры от 1 до 10, а также фигуры (Король, Королева, Рыцарь, Паж) в данной методике сохраняют традиционное название Младшие Арканы. Младшие Арканы конкретизируют показатели Старших Арканов, придавая их информации негативный, позитивный оттенок, или отражая блокаду кодируемых символом проявлений.