самом начале творения Бог ограничил свою сущность — и создал такое место, где его присутствие было бы не так осознаваемо. На освободившемся пространстве был создан «Олам Ацилут» («Мир Архетипа») — высший духовный мир. Результатом второго «цимцума» был «Олам Бриа» («Мир творения»), третьего — чОлам Йецира» («Мир осуществления»), а четвертого — наш материальный мир, иногда называемый «Олам Асия» («Мир действия»).
Эдакая рекурсия, хорошо хоть ограниченная, а то Бог до этого момента занимался бы сотворением новых миров, самоограничением, новым сотворением и новым самоограничением. Такой вот парадокс Зенона во вселенских масштабах.
Итак, в каждом из четырех миров можно выделить четыре различных категории духовных сущностей: сфирот, души, ангелы, дворцы. Сфирот — это раскрытие Божественного света, соответствующее данному миру. Души наделены разумом и способностью, которая в земном мире реализуется как свобода воли; ангелы наделены сознанием, но не свободой воли; дворцы — это пространство, время и душа данного мира. Еще можно сказать, что сфирот — это сущность и душа каждого мира, души — это его мысль, ангелы — речь, дворцы — действие.
Между каждой парой миров существует громадное расстояние, а соответственно, необходим постоянный приток Божественной энергии, для того чтобы их разделять. Ведь если миры «схлопнутся», то опять-таки Божественная энергия заполнит весь мир и не останется места для других сущностей. Цунами помните?
Понятно, что свободная воля человека возможна лишь при условии «цимцума» — нельзя устоять перед прямо выраженной и удобопонятной волей Творца. Попробуй сбежать с подводной лодки…
Десять сфирот насыщают наш мир положительной Божественной энергией. Отрицательная энергия одиннадцати клипот поддерживает существование «цимцума».
Полное извлечение энергии, заточенной в клипот, приведет к окончательному Избавлению, исправлению мира под властью «ШаДаЙ» — это еще одно из имен Бога.
Говорят, что во времена древнего Иерусалимского храма был известен набор из одиннадцати благовоний, который нейтрализовал действие одиннадцати клипот. Каждое их воскурение приближало разделенные миры, но время окончательного Избавления тогда еще не пришло, Иерусалимский храм дважды был разрушен, а тайна благовоний потерялась в веках. По слухам, они имеют прямое отношение к производным опиумного мака и каннабиса, но это только по слухам.
Названия одиннадцати «клипот»: ТЕУМИЭЛЬ, ТОРНИЭЛЬ, КЕНИ, ХАСЕР, РИК, ТАЛЭ, СМОЛЬ, ТОРИК, ЭРЕВ ВАРИК, ТАНИН, ЛИЛИТ.
Об ангелах мы уже поговорили, теперь пришло время заняться прикладной демонологией.
В каббале демоны — нечто среднее между ангелами и людьми. Они едят, пьют, рожают детей-демонов, иногда даже умирают, наделены даром провидения и владеют магическим искусством, а также обычно певидимы и не отбрасывают тени. Осиновый кол на них не имеет никакого воздействия, а вот чеснок, согласно каббалистической традиции, может оказаться очень даже полезным.
В каббале различают три вида демонов: «шедши» («духи»), «мазиким» («приносящие ущерб») и «рухот раот» («злые духи»). Каббалистический ад поделен на семь покоев:
ГЕЕНОМ
ВРАТА МОЛЧАНИЯ
ВРАТА СМЕРТИ
ВРАТА ГРЯЗИ
МОГИЛЬНАЯ ЯМА
АБАДОН
Психология bookap
ШЕОЛ
Каждый из уровней ада имеет своего руководителя-демона (его работа обычно заключается в том, что он передает грешные души в руки ангелов-мучителей).