В одном из «Греческих магических папирусов» III или IV века н.э. содержится любопытное указание, возможно, намекающее на посвятительный ритуал, связанный с Гекатой. Подземная обстановка вполне уместна для такого рода церемоний, как свидетельствуют другие посвятительные мистерии, например, Элевсинские:
Askei Kataskei Eron Oreon Ior Mega Samnyer Baui (3 раза) Phobantia Semne, я прошел посвящение, я спускался в [подземные] палаты дактилей и созерцал там, внизу, прочие вещи — деву, собаку и все остальное. <…> и если тебя ведут на смерть, произнеси это, разбрасывая семена кунжута, и тем спасешься [74].
Сочетание первых двух слов (Askei Kataskei), представляющих собой эфесские письмена, с упоминанием о «прочих вещах там, внизу, — деве, собаке…» явственно указывают на причастность Гекаты к этому посвятительному процессу. Скорее всего, дева — это и есть Геката, которую сопровождает черная собака.
Упоминание о кунжутных семенах тоже немаловажно, поскольку они входили в состав kalaqoi, подношений в Элевсинских мистериях.
Дактили считались сыновьями богини Реи, волшебниками и изобретателями кузнечного дела. Они охраняли младенца-Зевса, которого мать спрятала в пещере от его отца, Кроноса. Чтобы заглушить плач ребенка, дактили поднимали громкий шум и играли на музыкальных инструментах.
На острове Самофракия посвятительные обряды проводились в пещерах, как свидетельствует на основании неизвестных первоисточников «Суда», византийская энциклопедия X века:
На Самофракии совершались обряды посвящения, даровавшие, как считалось, колдовскую защиту от неких опасностей. Там же проводились мистерии корибантов и Гекаты, и там же находилась зеринфская пещера [75], где ей приносили в жертву собак [76].
Об этих ли обрядах идет речь в отрывке из «Греческих магических папирусов» или о каких-то других, с уверенностью сказать нельзя. Но древнегреческий поэт Нонний в своей поэме «Деяния Диониса» тоже упоминает о самофракийских мистериях Гекаты:
Алкон сжимает во дланях огненный светоч смолистый, Принадлежность шествий Гекаты в краю его отчем [т.е. в Самофракии] [77].
Мистериальный культ Гекаты существовал и на острове Эгина. Павсаний пишет:
Из богов эгинеты чтут больше всего Гекату и каждый год совершают таинства в честь Гекаты; они говорят, что эти таинства установил у них фракиец Орфей. Храм Гекаты находится внутри ограды. Деревянное ее изображение, работы Мирона, имеет одно лицо и одно тело [78].
Мирон, знаменитый афинский скульптор, работавший в основном в бронзе (приблизительно с 480 по 440 гг. до н.э.), создал упомянутое Павсанием храмовое изображение Гекаты в тот же период, когда Алкамен изваял первую известную статую Гекаты трехтелой. Упоминание об Орфее также интересно, поскольку в орфических мистериях использовался гомеров гимн «К Деметре», а Геката играет в мифе об этой богине важную роль. Кроме того, орфики были вегетарианцами и верили в переселение душ. Однако о том, входили ли подобные темы орфических мистерий в эгинские таинства Гекаты, можно только гадать.
Именно об эгинских мистериях Гекаты, в которые был посвящен ее муж, писала в IV веке н.э. римская жрица Паулина :
Ты как служитель Гекаты наставляешь меня в тройственной тайне [79].
Это замечание остается загадочным, но выражение «тройственная тайна» определенно намекает на Гекату Триформис и напоминает о том, как часто в обрядах этой богини используется число три.
Перевод © Анна Блейз, 2010