Заклинания, чары и амулеты пользовались большой популярностью в древнем мире. Как сами амулеты, так и инструкции по их изготовлению и применению помогают составить достаточно подробное представление об античной магии и об отдельных божествах и духовных сущностях, упоминающихся в тех или иных заклинаниях.
Изображение Гекаты, как правило, трехликой или трехтелой, встречается на многих резных геммах и прочих амулетах в сочетании с иудейскими божественными именами. Один из самых впечатляющих бронзовых амулетов Гекаты был найден в Остии (Италия): на одной его стороне изображена эта богиня с факелами, кинжалами и бичами, а на другой — царь Соломон, призывающий демонов.

В «Греческих магических папирусах» Геката упоминается чаще всех прочих богинь. Иногда ее имя соседствует с именами богинь, сливавшихся с ней в единое синкретическое божество, — таких, как Селена, Артемида, Персефона и Эрешкигаль. К упоминаниям Гекаты в «Греческих магических папирусах»,разберем два примера подробно, чтобы читатель получил представление о масштабах влияния, приписывавшегося этой богине.

Символы из «Греческих магических папирусов»

В нескольких заклинаниях из «Греческих магических папирусов» приводятся перечни знаков и символов для воззвания к Гекате. Ниже приводится таблица, на основании которой можно сделать выводы о том, насколько часто использовались подобные символы. В таблицу включены также символы и знаки из магического папируса того же периода, входящего в «Supplementum Magicum», 49.

Таблица символов, используемых в чарах и заклинаниях, связанных с Гекатой:

Символический предмет :

Дева
Черный пес
Змея
Гирлянда или венок
Ключ
Жезл, жезл вестника
Золотая сандалия
Бронзовая сандалия

«Заклинание Медведицы»

Тон этого заклинания напоминает о роли Гекаты в «Халдейских оракулах», где она предстает как Мировая Душа и исполнительница божественных велений. «Заклинание Медведицы» обращено одновременно и к Гекате, и к Артемиде. В нем обнаруживается много эпитетов Артемиды, таких как «лучшая из охотниц», «оленеубийца», «Бычья». Однако присутствуют и имена Бримо и Баубо, связанные с Гекатой, а также эпитет «сокрушительница земли», напоминающий один из титулов Гекаты — Nexichton («раскалывающая землю»), и одно из эфесских письмен — Damnameneia:

О Медведица, Медведица, ты властвуешь над небесами, над звездами и вселенной; ты вращаешь ось; силою и принужденьем ты правишь всем зданием мира! Я взываю к тебе, заклиная и умоляя: исполни то-то и то-то, ибо я могу воззвать к тебе священными именами, от коих возрадуется божество твое, именами, коим ты не сможешь не внять: Бримо, сокрушительница земли, лучшая из охотниц, Баубо, L …… I Aumor Amor Amor …… Iea оленеубийца Amam[amar] Aphrou …… Ма, царица вселенной, царица желаний, Амама, владелица мягкого ложа, Дарданская дева, всезрящая, ночная бегунья, побивающая мужей, усмиряющая мужей, призывающая мужей, побеждающая мужей, Лихрисса, Фаэсса, о воздушная, о сильная, о песня и танец, стражница, лазутчица, услада, защитница, алмаз, адамант, о Дамнаменейя Брексерикандара, всевышняя, Бычья, неизреченная, огненнотелая, светодающая, вооруженная острым оружьем! Исполни то-то и то-то!

Чары Гекаты Эрешкигаль

Эти чары предназначены для трех различных целей: 1) для защиты в подземном мире, 2) для получения ответа на вопрос во сне и 3) для того, чтобы наслать на другого человека бессонницу. Стоит отметить, что первая последовательность voces magicae в этих заклинаниях начинается с первых двух эфесских письмен.

Сами заклинания открываются заявлением о том, что они не могут причинить никакого вреда оператору, который отождествляется с Эрешкигаль (и, следовательно, символически приобретает женский пол) и, в то же время, держит ее за большие пальцы. Последний жест в античности носил апотропеический (отвращающий зло) характер.

Затем оператору дается совет: если к нему приблизится враждебное существо (то есть, рассуждая логически, кто-то из обитателей подземного мира), то следует взяться за правую пятку (еще один апотропеический жест) и зачитать перечень символов Гекаты, который отгонит злого духа. В перечень входят имя Эрешкигаль, дева, собака, змея, венок, ключ, жезл вестника и золотая сандалия Владычицы Тартара (см. выше таблицу для сравнения с другими подобными списками).

После этого оператор произносит последовательность voces magicae и, сделав нижеследующее заявление на перекрестке, поворачивается и бежит прочь (стандартная практика на тот случай, если вы просите Гекату о помощи, но не желаете встречаться к ней лицом к лицу):

Askei Kataskei Eron Oreon Ior Mega Samnyer Baui (3 раза) Phobantia Semne, я прошел посвящение, я спускался в [подземные] палаты дактилей и созерцал там, внизу, прочие вещи — деву, собаку и все остальное.

Если произнести это заклинание поздно ночью, то во сне придет ответ на заданный вопрос. Если же человеку грозит скорая смерть, то его можно спасти, прочитав этот текст и одновременно разбрасывая кунжутные семена. В заключительную часть заклинания входит еще одна последовательность voces magicae:

Phorba, Phorba, Brimo Azziebya.

Далее оператору предписывается испечь лепешку из отрубей наилучшего сорта, сандалового дерева и острого уксуса. На этой лепешке следует вырезать имя человека и обращенную к богине просьбу лишить его сна.

Перевод © Анна Блейз, 2010