Обитель Темных Богов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Греция и Рим » Бог Арес (рим. Марс)


Бог Арес (рим. Марс)

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

https://forumupload.ru/uploads/001a/a8/26/2/t27079.jpg

Аре́с или Аре́й (др.-греч. Ἄρης, микен. a-re) — в древнегреческой мифологии — бог войны. Входит в состав двенадцати олимпийских богов, сын Зевса и Геры.

В отличие от Афины Паллады — богини честной и справедливой войны, Арес, отличаясь вероломством и хитростью, предпочитал войну коварную и кровавую, войну ради самой войны. В произведениях Гомера можно встретить отождествление Ареса с войной и смертоносным оружием. Спутницы Ареса — богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони, дети одной из эриний и Борея, носили имена: Пламя, Шум, Ужас, Блеск. Атрибутами бога считались собаки, коршун, горящий факел и копьё.

Изображался Арес обычно в виде могучего и зрелого воина в доспехах с мечом в руке и шлемом на голове.

В римской мифологии ему соответствует Марс.

Происхождение

Первоначально считалось, что Гера родила Ареса от прикосновения к волшебному цветку. В более поздних мифах Арес выступал как сын Зевса, который называл его самым ненавистным из всех богов и утверждал, что не будь Арес его родным сыном, он бы давно отправил его в Тартар, туда, где томятся потомки небесного бога Урана.

Имеются свидетельства о его не греческом, фракийском, происхождении. Софокл называет его рождённым во Фракии. Арес упоминается с микенской эпохи; имя существовавшего в то же время бога войны Эниалия позже стало эпитетом Ареса.

Характеристики
В античной литературе можно встретить упоминания о том, что Арес вступил в брак с самой красивой из богинь — Афродитой, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот, Антерос (ненависть), Гармония, Гимерос, Фобос (страх) и Деймос (ужас). «Благодаря» своим отрицательным качествам Арес с большим трудом утвердился среди остальных олимпийских богов, поэтому в его образе явственно прослеживаются следы напластования различных эпох.

Некогда в течение 13 месяцев (лунного года) заточен в медной амфоре, либо в глиняном чане. Его пленили на время Алоады. Сам Арес освободил захваченного в плен Сизифом бога смерти Танатоса.

Арес был возлюбленным богини Афродиты. Об их любви и нарушении Афродитой супружеской верности очень часто упоминается в античной мифологии.

В битве за Пилос был ранен Гераклом. Также Геракл ранил его, когда убил Кикна.

Арес участвовал в Троянской войне на стороне троянцев и был побежден Афиной.

Сын финикийского царя Агенора Кадм, основавший Фивы в Беотии, убил посвященного Аресу дракона.

Окружение Ареса
Спутницами Ареса были богиня раздора Эрида и кровожадная Энио.

Пироэйс — название звезды Ареса (планеты Марс). Названа так от страстной любви Ареса к Афродите.

Эпитеты и отождествления Ареса
Гермес. В микенскую эпоху эпитет Ареса: e-ma-a2 a-re-ja (Гермес Арес).
Кандаон. Также имя Ареса.
Мамерт. Эпитет Ареса.
Эниалий (Арес Эниалий). Эпитет Ареса.
Ареса отождествляют с италийским (римским) Марсом.

В Кармании Аресу приносили в жертву ослов. Когда бежал в Египет, превратился в рыбу лепидот. Ему поклонялись в Египте (отождествлялся с Гором).

В литературе и искусстве
Ему посвящены VIII гимн Гомера и LXV орфический гимн.

Марс
(лат. Mārs < др.-лат. Māvors, старый вокатив Mārmār; также лат. Mārspiter или раздельно Mārs pater «Марс-отец»; на языке сабинов Māmers). В римской религии Марс — один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин). Бог войны.

Отец Ромула, родоначальник и хранитель Рима.

По имени бога названа четвёртая по удалённости от Солнца планета Солнечной системы Марс.

В Древней Италии Марс был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падёж скота, либо отвратить их. Позднее Марс был отождествлён с греческим Аресом и стал богом войны.
В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом.

Во многих романских языках в честь Марса назван день недели — вторник (молд. и рум. marţi, исп. martes, фр. mardi, итал. martedì).

Храм Марса уже как бога войны был сооружён на Марсовом поле вне городских стен, поскольку вооружённое войско не должно было входить на территорию города. Тот факт, что он покровительствовал одновременно земледелию и войне, может показаться на первый взгляд странным, однако объясним: «В раннем Риме земледелие и военная деятельность были тесно связаны в том смысле, что римский земледелец был также воином (а заодно и избирателем)».

Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище римского царя — регии. Там же находились двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба во времена царя Нумы Помпилия, а потому считался залогом непобедимости римлян. Остальные одиннадцать щитов были изготовлены по приказу царя как точные копии упавшего с неба, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинный. Отправляясь на войну, полководец приводил в движение копьё и щиты, взывая к Марсу; самопроизвольное движение считалось предзнаменованием страшных бед.

Женой Марса была богиня Нерио (Нериене), которую отождествляли с Венерой и Минервой. Рассказывали, что однажды Марс влюбился в Минерву и обратился к престарелой богине Анне Перенне с просьбой выступить в роли свахи. Спустя некоторое время Анна Перенна сообщила ему, что Минерва согласна стать его женой. Когда же Марс отправился за невестой и поднял вуаль представленной ему богини, то обнаружил, что перед ним не Минерва, а старуха Анна Перенна. Остальные боги долго потешались над этой шуткой.

Считается, что от Марса весталка Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема. Как отец Ромула, Марс был родоначальником и хранителем Рима.

Священными животными Марса считались волк, дятел, конь, бык.

2

Имя, эпитеты и характер

Этимология имени Ареса по традиции связывается с греческим словом в переводе "бич, разруха, проклятие". Вальтер Буркерт считает, что само слово "Арес" скорее всего является древним абстрактным словом, означающим сражение или войну. Например, в Илиаде, это слово используется как нарицательное имя для обозначения "битвы" во избежание повторов.

Имена Арей и Арейон варианты имени Ареса, менее распространённые. Они встречаются в микенскую эпоху как Ареймен (a-re-me-ne), Аритсевехи (a-re-i-ze-we-i), Панарей (pa-na-re-jo). Существуют свидетельства о том, что культ Ареса имел не греческое происхождение, а фракийское. Софокл считает, что Арес рождён во Фракии.

Изначально Арес отождествлялся с войной и оружием. Его эпитеты: "губитель людей", "сильный", "огромный", "беснующийся", "быстрый", "вероломный", "вредоносный", "разрушитель городов", "запятнанный кровью".

Буйный и аморальный, он едва может уживаться с другими олимпийскими богами. Сердце Ареса радостно бьётся только в жестоких битвах. Свирепый, он неистово носится среди грохота, стонов и криков, которые сопровождают битву, в сверкающих доспехах и с огромным щитом. За ним следуют Фобос и Деймос (страх и ужас) его сыновья, а рядом с ним богиня раздора Эрида и смертоносная богиня Энио. Арес несет гибель и разрушения, он свиреп, неистов и грозен, только смерть людей и текущая рекой кровь радуют этого бога.

Софокл называет Ареса "презренным" и взывает к Зевсу, Артемиде, Аполлону и Вакху с мольбой поразить молниями и стрелами Ареса и уничтожить его огнём.

Ареса отождествляют с Марсом - богов войны римлян.

Культ и символика
Арес - древнегреческий идеал храброго воина. Сравнительно с другими богами греческого пантеона он пользовался меньшим почётом. Атрибутами воинственного Бога считают копьё, факел, коршун и собаки. Священное дерево Ареса - дуб.

Племена Фракии обладали воинственным характером, это привело к утверждению, что Бог Войны жил в здесь, и именно поэтому во Фракии и в Скифии были основные места почитания Ареса.

Скифский культ меча был хорошо описан древним историком Геродотом, он делал свои записи по рассказам очевидцев. Этот культ предназначался в первую очередь богу войны Аресу, и назывался еще культом бога Ареса. Вот, что пишет Д.С. Раевский:

"Геродот отождествил с Аресом скифское божество, подлинное имя которого в источниках не сохранилось. Скифский Арес входивший, наряду с Артимпасой, Ойтосиром и Таргитаем ("скифским Гераклом"), в третий разряд богов семибожного скифского пантеона, почитался в облике древнего железного меча, водружённого на вершине четырёхугольного хворостяного алтаря, и ему приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника. Отождествление этого скифского бога с греческим Аресом и формы его культа указывают, что он был богом войны и в то же время связан со средней зоной космоса: вертикально воздвигнутый в центре четырёхугольной платформы меч - одно из воплощений мировой оси. С этим божеством можно связать сообщение Лукиана ("Токсарис"), что скифы в качестве богов почитают ветер и меч как двуединство начал, подающих и отнимающих жизнь. Сходное со скифским поклонение вертикально воткнутому в землю мечу как божеству, идентичному римскому Марсу, отмечено у сарматов."

По мнению болгарской исследовательницы З. Гочевой Арес занимал особое место в скифском пантеоне и даже являлся верховным божеством скифов, так как скифы жили в основном войной. Аресу был посвящен особый, весьма пышный ритуал жертвоприношения лошадей, ослов и даже людей. Изучению культа Ареса также значительное место отводится в монографии Ф. Артога.

В Колхиде также поклонялись Аресу, именно здесь на дубе висело Золотое руно. В самой Греции был также распространен культ Ареса. В Афинах стояла статуя Ареса в посвященном ему храме. Лаконийский храм Ареса находился в роще, там греки ежегодно проводили фестиваль. Ни одна женщина не имела право подходить к храму в это время.

В Спарте Аресу приносились человеческие жертвы, здесь он изображался в виде статуи с цепями. Ему поклонялись жители Тилоса на Аравийском полуострове. Храмы в честь Ареса возводились на подступах к городам, вероятно для того, чтобы воинственный Бог защищал их от нападающих.

Арес в искусстве и культуре

Изображены колесницы Геракла, Афины, Ареса и Диониса.
LXV орфический гимн и VIII гимн Гомера посвящены Аресу.

Самые примечательные из сохранившихся античных статуй: "Арес Боргезе" и "Арес Лудовизи" в римских копиях. Арес изображался в сюжетах о гигантомахии (рельеф на восточном фризе Парфенона и рельеф сокровищницы сифнийцев в Дельфах, а также в вазописи). Сюжет "Арес и Афродита" был найден на нескольких фресках из Помпеи.

В средневековых книгах Арес предстаёт на иллюстрациях как бог войны и как символ планеты Марс.

В искусстве Возрождения и особенно барокко - главным образом благодаря влиянию Овидия - в живописи получили распространение сюжеты, связанные с любовью Ареса и Афродиты (картины С. Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Джулио Романо, Я. Тинторетто, П. Веронезе, Б. Спрангера, М. Караваджо, П.П. Рубенса, Н. Пуссена, Ш. Лебрена). Иногда Арес изображался в оковах, надетых на него Афродитой (фреска Ф. Коссы) или Эросом, что символизировало победу любви над воинственностью и дикостью.

Другой сюжет "Арес и Афродита, застигнутые Гефестом" (в произведениях Я. Тинторетто, Х. Голциуса, Рембрандта, Л. Джордано, Ф. Буше и других) не утратил популярности в новое время (Л. Коринт "Марс в сетях Вулкана").

Создавались произведения, символика которых опиралась на античную мифологическую традицию: в них Афина противостояла Аресу ("Минерва и Марс" Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.), а иногда вступала с ним в единоборство ("Поединок Минервы и Марса" Ж.Л. Давида).

Первые статуи Ареса созданы во 2-й половине 16 в. (Джамболонья, Я. Сансовино). В качестве памятника А.В. Суворову статуя бога войны работы М.И. Козловского была воздвигнута в 1801 г. в Петербурге на Марсовом поле.

В музыкально-драматическом искусстве 17-18 вв. мифы об Аресе послужили сюжетом для либретто ряда опер ("Обманутый Марс" М.А. Циани; "Любовь Марса и Венеры" Г. Фингера, одноимённая опера А. Кампра; "Умиротворённый Марс" А. Ариости).

источник https://knch.ru/mist/greece/0008_ares.php


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Греция и Рим » Бог Арес (рим. Марс)