По шаманской мифологии, шаманство возникло с сотворением мира, и первый шаман был сыном небожителя, который опустился на землю в образе орла и сотворил шамана. По одной из версий - орёл летел между небом и землей и получил шаманский дар от неба. Ему было трудно нести этот шаманский дар, и он опустился на землю, где передал его женщине-эвенкийке. Она-своему мужу-буряту. От них произошли все последующие шаманы.
Рассказывают буряты: «Вначале существовали только боги». Боги сотворили человека, который счастливо жил до того момента, когда злые духи распространили на земле болезнь и смерть. Боги решили дать людям шамана для борьбы с болезнями и смертью и послали орла. Но люди не поняли его языка; впрочем, они не доверяли обычной птице. Орёл вернулся к богам и попросил, чтобы они дали ему дар речи или, еще лучше, послали бы людям бурятского шамана. Боги отправили его с приказом наделить шаманским даром первого человека, которого он встретит на земле. Вернувшись на землю, орёл увидел спящую под деревом женщину и переспал с ней. Через определенное время женщина родила сына, ставшего «первым шаманом». Согласно другому варианту предания, женщина в результате своих сношений с орлом увидела духов и сама стала шаманкой. В ольхонском мифе орлу было разрешено вступить в связь с земной женщиной. «Только после этого люди поверили, что орёл - их защитник от злых божеств. От этого союза родился первый бурятский шаман Мэрген Хара или Бухэли Хаара».
Культ священного орла широко распространен по всей Сибири. Особенно много древних легенд и преданий о белоголовом орле связано с островом Ольхон, который является центром древнего культа орла, местом проживания легендарного «Царя-Орла», символической столицей всех орлов мира.
В мифах и легендах бурят Ольхон называют обиталищем грозных духов Байкала. Сюда, по преданиям, спустился с неба главный из ханов - Хан Хутэ-баабай, посланный на землю высшими богами. Здесь живет в образе белоголового орла-беркута его сын по имени Хан Шубу-нойон, который первым получил шаманский дар от тэнгриев. Почитание белоголового орла и его связь с первым шаманом прослеживаются в большом количестве мифов. Буряты верят, что от орлов произошли все шаманы, поэтому человек, убивший или ранивший орла, непременно сам вскоре умрет. Полагали, что орёл понимает человеческую речь и за непочтительное отношение к нему жестоко мстит, к тем, кто оказывает ему уважение и почтение относится благосклонно. Бурятские старики рассказывают, что когда прилетал на стойбище орёл и забирал курицу или ягненка, на него не обижались. Ольхонский шаман В. Хагдаев вспомнил такую историю: «Однажды над юртой, не поделив добычи, в воздухе начали ожесточенно биться два орла. Один из них был старше и сильнее, тот, который был моложе - окровавленный и обессиленный упал с неба через дымовое отверстие прямо в юрту. Он не мог стоять и улететь. Тогда старик - хозяин этой юрты, заколол своего единственного молодого жеребенка, чтобы выходить и накормить раненую священную птицу свежим мясом. Когда птица выздоровела, старик открыл дверь юрты и выпустил орла на улицу. Взлетев, орёл долго кружился над юртой, прежде чем улететь. С тех пор люди этого рода получили достаток и стали иметь право делать обряд поклонения орлам». В старые времена буряты проходя мимо деревьев с гнездами орла, или проплывая на лодке мимо скал с орлиными гнездами, обязательно им кланялись. При раскопках в пещере на мысе Саган-Хушун московским профессором Ф.Ф. Талыгиным был найден старинный деревянный ящик с захороненным в нем орлом, что также свидетельствует о трепетном отношении к этой Божественной птице. Изображение орла встречается на бронзовых пряжках ремней в бурятском наряде, орлиные перья - обязательный атрибут в шаманских обрядах для путешествий в иные миры. Монгольскими и бурятскими борцами до сих пор традиционно исполняется ритуальный «танец беркута» - круги со взмахами рук, имитирующих полет орла, после каждой одержанной ими победы.
По легенде, записанной этнографом М.Н. Хангаловым, на острове Ольхон на горе Жима в старину жил царь всех шаманов - Божественный Орёл, сотворивший множество ольхонских белоголовых орлов. Миф о божестве-орле известен и в землях, удаленных от Байкала. Орлиные перья у тувинских шаманов были непременной частью головного убора. Этнографами установлено, что для головного наряда использовалось до нескольких десятков больших и малых орлиных перьев. Среди шаманских атрибутов имеется магическое орлиное перо с его помощью, шаман мог совершать свои полеты в верхние миры. Его духами-помощниками во внетелесных путешествиях были и металлические подвески на шаманском костюме - фигурки орла и зверей. Орёл был важным предвестником для инициации шамана. Показателен рассказ ольхонского шамана В. Хагдаева: «Лично я в детстве видел белого орла-альбиноса, являющегося вестником Хан Гхото-баабая, - он сидел на нашей родовой коновязи-сэргэ». В другом рассказе бурятская шаманка связывает начало своего шаманства с частыми прилетами на её стойбище орла, который хватал овец, после этого она поняла, что ей надлежит стать шаманкой. Эти случаи - символическое и частое появление орла интерпретируется как признак шаманского призвания, в представлении бурят - указывают на их избранность для получения шаманского дара.
В Прибайкалье обитает 7 видов орлов и орланов (их ближайших родственников): беркут, могильник, степной орёл, большой подорлик, орёл-карлик, орлан-белохвост, орлан-долгохвост. Такого разнообразия и обилия орлиных птиц не наблюдается нигде более в Северной Азии. Одним из самых красивых и величественных пернатых хищников считается орёл-могильник (Aguila heliaca) - реальный природный прототип легендарного белоголового орла. Размах крыльев этого пернатого хищника достигает 2 метров, живет до 100 лет. Белая окраска головы и шеи оттеняется тёмно-бурым оперением тела. В западноевропейских странах могильника называют императорским орлом, в России и Византии орёл-могильник послужил прообразом двуглавого орла на государственных гербах. По мнению ряда исследователей, двуглавая голова, смотрящая в разные стороны, символизирует императорский род, которому подчинены восток и запад. Двуглавый орёл размещен также на ордынских монетах и гербе хеттских царей. На Байкале этот орёл обитает только в лесостепном ландшафте на острове Ольхон и в Приольхонье. Могильник прилетает на Байкал ранней весной, почти всегда они гнездятся высоко на деревьях, как правило, на опушках леса в одних и тех же местах в течение многих десятилетий. Его гнезда являются наиболее крупными и заметными - 2-2,5 м в диаметре и 2-3 м высотой. Осенью орлы мигрируют на юг. Как показали проведенные с использованием спутниковых радиопередатчиков исследования иркутского орнитолога В.В. Рябцева, байкальские орлы-могильники улетают зимовать в китайскую провинцию Юньнань. По его оценке, за последние 20 лет численность орлов на Ольхоне сократилась в 4 раза - с 20 до 5 пар. В 1973 г. на острове гнездилось 6 пар. Орёл-могильник на Ольхоне, где его всегда гнездилось больше, чем где-либо в Прибайкалье. От 16-18 пар орлов-могильников гнездующихся в Прибайкалье в конце XX в., ныне насчитывается лишь1-2 пары. Их исчезновение, вероятно, в первую очередь связано с их уничтожением в местах зимовки, где эта птица не является священной.
Орлиные птицы, чаще всего орлица - эта птица сильнее и агрессивнее чем самец, прекрасно дрессируются, с их помощью человек охотится с древних времен. Приучение беркута к человеку и его дрессировка длительный процесс, занимающий иногда полгода. Секреты дрессировки передаются по потомственной линии от отца к сыну. Среди них есть интересный обычай осыпать вновь пойманную орлиную птицу совиными перьями, считается, что совы обладают отличным зрением, и они - умелые охотники и эти свойства передаются посредством обряда. Первую ночь орлица, проводит в юрте, затем ее начинают приучать сидеть на руке с войлочной рукавицей и возвращаться по команде, давая ей мясо только после окончания полета. Затем учат охотиться, привязывая чучело лисы или зайца к лошади и приучая орлицу ловить движущиеся за лошадью чучело, чтобы получить в награду мясо. Перед охотой орлов в течение недели держат без пищи, в шапке, закрывающей глаза, обнаружив на охоте животное, хозяин снимает шапку с птицы и отпускает её за добычей. В преданиях есть упоминания, что дрессированных охотничьих соколов посланцы «лесных народов» преподнесли в дар Чингисхану, вполне возможно, что это были птицы, отловленные на острове Ольхон.
По варианту легенды, записанному П.П. Баторовым: «В старину на Ольхоне жил прославленный сильный шаман. Услышав о появлении далеко на юге проповедника новой религии (буддизма), он решил отправить туда своего сына, а так как путь был далёк, превратил его в орла. На обратном пути орёл увидел в степи павшую кобылицу. Он был голодным и уставшим, поэтому поел падали. Отведав «нечистое», орёл осквернился и поэтому не смог снова превратиться в человека. Он произвёл себе подобных - «множество ольхонских белоголовых орлов». На Ольхоне постоянно живёт царь-орёл. Он командует всеми орлами и по паре распределяет их по разным отдалённым местам для гнездования и вывода птенцов вне острова Ольхон». Легенду со схожим мотивом записал у балаганских бурят в конце XIX века М.Н. Хангалов: «Орел прежде был человеком. Один молодой и хороший шаман, обратившись в птицу орла, улетел домой и опять по-прежнему сделался человеком. Через несколько времени после того опять снова обратился в орла и улетел «в восточный хат»; побыв там несколько времени, тоже полетел обратно, но во время пути сильно проголодался, сел на падаль и начал клевать мясо. Наевшись досыта, прилетел домой, но сделался нечистым, потому что ел падаль, поэтому он уже не мог снова обратиться в человека и остался орлом навеки.
Птица орел имеет своего эжина. Буряты сильно уважают орла и не стреляют его. Если кто-нибудь из двух орлов убьет одного, то другой, оставшийся орел, в ту же ночь слетает на остров Ольхон. Там он найдет себе другого орла и с ним прилетит обратно. На другой день опять будут летать два орла. Человек же, который застрелил орла, умрет».
Орёл считался священной птицей у большинства народов Центральной Азии, в Бурятии её именовали Хан шуубун - «Царь птица». Почитание этой птицы имеет древние корни. Многие индийские легенды содержат сюжеты о мифической птице гаруде, огромных размеров и способной перевозить людей. В одной из них рассказывается о похищении этой птицей сомы-амриты -напитка бессмертия из сада Индры на вершине горы Меру. По преданию великая гаруда была сотворена первой из пернатых птиц и впоследствии стала ездовой птицей бога Вишну. Согласно тексту Вишна-пуране, власть над птицами получила гаруда. Она была наделена великой мощью и неизмеримой силой, на своей спине птица могла доставлять одновременно несколько святых мудрецов на далекую северную гору Меру. Красочный облик гару-ды в описании дополняется сказочными подробностями: тело из золота, крылья ослепительно красного цвета, человеческая голова с клювом, когда гаруда садился на деревья, то под его тяжестью ломались гигантские ветви и стволы. Облик древнеарийской огненной птицы, источника ослепительно красного света, так что при рождении гаруды, ооги ослепленные его сиянием приняли его за олицетворение самого солнца, сильно напоминает описание жар-птицы из русских народных сказаний и царя птиц - симурга из персидских сказаний. Гаруда - особая магическая птица, превышающая своими размеров орлов с рогами на голове, которая в древности символизировала энергию огня, считавшегося в боне самым активным среди пяти элементов. Гаруда - одно из главных божеств бона. Образ гаруды сохранился в мифах многих северных народов и Центральной Евразии. У бурят он известен под именем Хердига, у калмыков - Хэрда, у монголов - Хангаруда. На северном Урале найдено множество бронзовых фигурок птицелюдей. Некоторые из найденных бронзовых фигурок существ имеют по две, и даже три головы. Металлические амулеты гаруды чрезвычайно широко распространены в Западном и Северном Тибете.
Царь всех шаманов – Белоголовый орёл
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12021-03-21 11:07:49
Страница: 1