16 октября 2019
14 октября документальный канал RТД (Russia Today Documentary) выпустил фильм «Как стать шаманом». Авторы фильма выяснили, кто и как может стать шаманом, побеседовали с несколькими из них. Они побывали в Улан-Удэ, в религиозной организации «Тэнгэри» и в селе Челутай Агинского района Забайкальского края на шанаре — древнем обряде посвящения в шаманы. Также съёмочная группа побывала и на острове Ольхон, где раз в год устраивается коллективный молебен.
Russia Today раскрыл секреты посвящения бурятских шаманов
- В Бурятии в каждом роду обязательно был шаман. Он был и жрец, и лекарь и проводник в мир духов, которые знают всё. В советской Бурятии в 30-е годы служители культа были объявлены вредоносными элементами. Значительная часть была репрессирована, некоторые расстреляны. После развала СССР шаманизм начал активно возрождаться и сегодня в одном только Агинском районе практикуют около 200 шаманов, - рассказывается в документальном фильме.
В селе Челутай обряд посвящения в шаманы проходил Зандан. Он узнал, что ему суждено стать шаманом 11 лет назад, когда на одном из шаманских ритуалов духи предков потребовали у его отца посвятить сына в шаманы, когда ему исполнится 33 года.
- От этого обряда не убежишь, если отказаться, то у родственников и детей закроется дорога, - сказал Зандан.
Обряд посвящения в шаманы шёл в Челутае трое суток. В первые сутки шла подготовка к обряду. В обряде участвовали девять детей, двое помощников, названные мать и отец. Обрядом руководил один из самых известных шаманов в Агинском районе Баир Ринчинов.
На вторые сутки шанара женщины приготовили угощения для духов – жертвенного барана и молочную водку. А Зандан четыре часа подряд звонил в колокольчик, читая молитвы, а затем четыре часа подряд бил в бубен.
- Они делают как бы универсального шамана, который должен уметь общаться с разными духами, камлать, обращаясь в разные сферы, и быть в контакте с разными божествами, поэтому они делают ритуал два в одном. Они делают «по-белому» и «по-чёрному» в одном посвящении. Что касается ритуалов «по-белому», то там колокольчики и посохи. «Белое» это не значит, что всё хорошее, «белое» и всё, безоценочно нужно к этому относиться. А там, где используется бубен – это ритуал «по-чёрному», - объяснила руководитель центра медицинской антропологии Института этнологии и Антропологии РАН Валентина Харитонова.
На третьи сутки шанара Зандан должен был легко и быстро залезть на тонкую берёзу. Это была бы проверкой того, что в него вселился дух.
- Одна из важных деталей обряда – это то, что шаман должен подняться на берёзу. И они очень часто рассказывают о том, что они буквально как птицы взлетают. Они говорят все, что испытали вот такое ощущение необычной совершенно лёгкости прямо как ощущение полёта, - отметила Валентина Харитонова.
Но Зандану не удалось подняться на дерево – значит быть шаманом ему ещё рано. Ему обряд посвящения в шаманы можно будет повторить только спустя несколько лет.
Авторы фильма показали также, как проходит шанар в религиозной организации «Тэнгэри» в Улан-Удэ. Там проходили одновременно немного поодаль друг от друга сразу три обряда посвящения в шаманы. Шанар проходили шаманка из Берлина, будущий учёный по этнографии и один шаман из Бурятии.
- Во время обряда шаман должен несколько раз войти в изменённое состояние. Здесь говорят «завести в себя духа». Так шаман знакомится со всеми своими предками и тренирует нужные способности. Дух «онгон» благословляет и отвечает на вопросы окружающих, - повествуется в фильме.
Основной причиной из-за которой человек встаёт на шаманский путь является так называемая «шаманская болезнь» - депрессии, галлюцинации, невезения и хвори. И только став шаманом, люди избавляются от них, считают представители религии.
Между тем сегодня шаманами хотят стать совершенно обычные люди, не страдающие «шаманской болезнью».
- У нас бывают люди, которые очень хотят быть шаманами, ну не знаю с какой целью, но хотят прямо. Приезжают из разных регионов, но когда видят наши посвящения пятки сверкают, - сказала шаманка религиозной организации «Тэнгэри» Радна.
В фильме также показали массовый шаманский молебен-тайлган, который прошёл в начале августа на Ольхоне. Обряд начал проводиться с 2003 года по инициативе учёных как часть конференции «Ольхон – сакральное сердце Сибири». А затем тайлган стал ежегодным. Максимальное количество шаманов – около 200 – собралось на Ольхоне в 2018 году.
- Массовый молебен-тайлган - обряд жертвоприношения духам. Они приносят здоровье, счастье, благополучие всем. После ритуальных действий шаманы вселяют в себя духов. Самые сильные шаманы спускают духов местности. Кульминация обряда – когда сам Верховный шаман Баир Цырендоржиев спускает главного духа острова, к которому со своими вопросами могут обратиться собравшиеся люди. В финале обряда шаманы призывают удачу для всех, кто собрался на обряд, - заключается в фильме.
«Байкал-Daily»