Из всего вышесказанного несложно понять природу пути Самех, которому соответствует Ату Искусство. Речь идет, конечно же, об алхимическом искусстве трансмутации посредством преодоления бинарных оппозиций. Проведя немало времени за медитацией над алхимическими символами, я до сих пор удивляюсь, каким образом Кроули удалось включить всю доктрину алхимии в два изображения Таро Тота – Аркан Искусство и Влюбленные. Но до Влюбленных еще далеко, пока же рассмотрим суть Искусства.
Обратим внимание на исключительное положение Ату Искусство на древе жизни. Если представить, что мы схематически поместим человека внутрь древа жизни, то впереди него будет сфира Солнца, позади – сфира Луны, справа – сфира Венеры и слева – сфира Меркурия. Это тот центр элементального креста, о котором говорил Кроули в «LiberLibrau». В оккультной традиции принято соотносить четыре основные стихии с четырьмя Сфирот, однако следует понять, что это не тождество, но только подобие, приблизительная аналогия. Ибо здесь мы имеем дело со столь возвышенной и тонкой материей, что никаким иным способом сказать об опыте Самех просто невозможно. Стихии, в том числе образы стихий, остались далеко ниже.Одним из излюбленнейших мотивов алхимических гравюр является бракосочетание коронованных Солнца и Луны. Как уже было сказано, Йесод – это сфира Луны, а Тифарет – сфира Солнца. Уже это «попадание» подтверждает правоту соответствий именно системы Кроули. Более того – на Ату Искусство в одной руке Андрогина изображена Чаша (как раз со стороны пути Хе), а в другой – солнечное пламя (путь Реш). Все это соединяется в огромном Кратере (Сфира Йесод), на самом дне которого изображена ворона на черепе. Вороне как символу Сатурна соответствует путь Тау, а черепу – сфира Малкут, то есть материальный мiр. Зеленое одеяние Андрогина указывает на частичное восстановление первичной невинности (Ату Дурак, до которого нам еще предстоит дорасти) и соединение вечных антагонистов пчел и змей. Известно, что в средневековой традиции пчелы символизировали ангелов, а змеи – демонов в их извечном антагонизме (при условии, что эти символы были представлены в оппозиции друг другу – в противном случае, та же змея могла иметь весьма позитивные идеи).