Обитель Темных Богов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Славянские Боги » О связи русалок с заложными покойниками и нечистой силой


О связи русалок с заложными покойниками и нечистой силой

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Души и тела заложных покойников, в том числе и русалок,с самого часа их смерти, находятся во власти у нечистой силы,в её полном распоряжении, являясь у неё во служении и будучи её приспешниками, вот почему и все действия таких покойников направлены во вред человеку, а люди опасаются находиться рядом с могилами и местами смерти самоубийц, обходя их стороной, ведь такие люди лишает себя жизни по научению дьявола. Утопленники-мужчины становятся водяными, а женщины — русалками. Заложные преданы проклятию или злому духу и обречены на вечное скитание. После своей смерти они живут там же, где и нечистая сила, вместе с чертями, прислуживают им,а некоторые и сами становятся представителями нечистой силы, получают, "важные чины" в их рядах: они становятся русалками, водяными, лешими, домовыми, кикиморами и т. п., тем самым равняясь с настоящими представителями нечистой силы.
Места же жительства нечистой силы весьма многочисленны и разнообразны: прежде всего, конечно, пространство под землей, а затем все стоячие воды на земле: омуты, озера, пруды, а также болота, трясины, овраги, трущобы и все вообще «нечистые места». Во всех этих местах и можно встретить, вместе и рядом с нечистой силой, также и заложных покойников, которые служат большей частью работниками и помощниками чертей, а иногда и сами делаются различными представителями нечистой силы: лешими, водяными и русалками. Но где бы русалки и другие заложные не жили, но они всегда сохраняют самую тесную связь с местом своей смерти и с местом своей могилы: один человек удил рыбу на месте, где кто-то утонул; тогда утопленник лезет к удильщику и потом говорит ему: это место мое. «Каждый месяц, на новолунье, утопленники приплывают к тому месту, где кто утонул, и, купаются при лунном свете»; в бучиле (глубокой яме с весенней водой) на лугу воры утопили в запрошлом лете Акима-лесника; теперь там душа утопленника жалобится: кто-то стонет из бучила так жалостливо-жалостливо ([Тургенев 1888, Орловская губ.).

Русалки — нечисты, они относятся к «нечисти», к представителям нечистой силы, — этот взгляд проходит красною нитью во всех народных сказаниях о русалках, равно как и ярко сквозит во всех русальных обрядах.
«По народной вере (во Владимирской губ.), разные лешие, водяные и русалки-шутовки есть не кто иные, как обыкновенные древние люди, на которых якобы тяготеет родительское проклятие; это те же умершие люди, но лишь проклятые своими родителями, и в частности своими „недобрыми матерями“. Загробная жизнь этих проклятых обречена на пребывание здесь же на земле, в пределах вод: озер, болот и лесных чащ. Вся разница между ними и обыкновенными смертными заключается якобы в том, что они лишены свободного общения с обыкновенными людьми. Стоит еще отметить, что забайкальские казаки называют русалок «чертовками», уральцы— аналогичным словом «шутовками», точно так же, как и у белорусов русалки «часто сливаются... с понятием о черте». Эти названия русалок не оставляют сомнения в том, что народ причисляет их к нечистой силе, к чертям. Таким, образом, в некоторых местах русалка носит имя: шутовка и чертовка, т. е. жена или дочь черта. Имя столь близких к русалкам потерчат, по-видимому, произошло также от слова черт. Потерча = почертя = па-чертенок (как пасынок), со столь естественною диссимиляциею согласных "ч" и "т".

После своей смерти заложные выходят из могил и бродят по свету пока они не освободятся от своего проклятия; их, говорят, земля не принимает; тело их будто бы все тлеет, а тень бродит по свету; и дивные дела творят их тени». Так как Земля «не принимает» зарытого в нее нечистого заложного покойника; она гневается на это и выражает свой гнев холодом, весенними морозами. Трупы заложных покойников «земля не принимает»: или выкидывает их из своих недр, или же не дает им превращаться в землю, т. е. гнить .

2

«Мать-сыра земля» служила, а отчасти служит и теперь, предметом почитания и даже поклонения в русском народе. Она чиста и ничего нечистого в себя не допускает. Действующая на земле нечистая сила обитает отнюдь не в земле, а в стоячих водах (озерах, болотах и т. п.) и под землей. Между тем заложные покойники находятся в полном распоряжении у нечистой силы, а потому и сами в высшей степени нечисты. Закапывать такую нечисть в землю — значит оскорблять эту последнюю. Земля осердится и выразит свой гнев в том, что будет холодна весною. Отсюда весенние морозы, как следствие ненадлежащего погребения заложных.
Вода же может служить могилою заложного; известно, что вода служит местожительством нечистой силы: «черт огня боится, а в воде селится», «в тихом омуте (или: озере) черти водятся». Заложный находится в распоряжении у нечистой силы, а потому естественное для него место там, где обитает эта нечистая сила. Наконец, древнейшее и общечеловеческое воззрение гласит, что вода составляет для душ всех умерших труднопреодолимое препятствие: для переправы умершего через реку в царство мертвых нужно судно. Опасного покойника поэтому было принято хоронить в воде: он не скоро оттуда выберется, чтобы возвратиться домой и повредить там кому-либо из живых.

Русалки,будучи душами неупокоенных, умерших неестественной, не своей смертью, распускаются во время святок из ада на гулянье и ходят по ночам «не своим духом» весною, когда вся природа оживает, ведь по верованию древних славян, оживали и души умерших и бродили по земле. Эта связь между природой и душами умерших привлекала к себе внимание многих ученых, которые делают в этом направлении настолько остроумные сближения, что на них необходимо остановиться хоть на короткое время.
Души умерших, т. е. русалки, суть представители царства смерти, тьмы и холода, поэтому-то, с наступлением весны, хотя они и оживают, но обитают все-таки в темных недрах земных вод, еще холодных весною. С Троицына дня русалки оставляют воды и живут в лесах на деревьях.
Но вот наступает время купальских дней. Солнце, купаясь в водах, освещает эти воды и оживотворяет. Уместно ли русалкам, представительницам смерти, обитать в водах, освященных купанием живоносного солнечного божества? И вот, по тому же народному поверью, они оставляют воды и везут на зеленые деревья, служившие, по верованию древних славян, жилищем мертвецов.
Так, между прочим, объясняет русальские праздники А. В. Балов, доставивший самые интересные данные по великорусской демонологии из Пошехонского уезда (Ярослав, г.).

Заложные разным образом тревожат тех,кого знали при жизни и тех, кто их обидел, являясь им наяву и во сне: «самоубийцы тревожат живущих, особенно тех, которые знали их, имели с ними дело, быть может, обидели их, не оказали им должной любви и поддержки» ([Добровольский 1894] — Смоленская губ.). В известном стихотворении A. С. Пушкина «Утопленник» (1828) утопленник ежегодно стучит в доме того рыбака, в сети которого попало его тело, и который мог похоронить несчастного, но не сделал этого:
"Он потопленное тело В воду за ноги тащит, И от берега крутого Оттолкнул его веслом, И мертвец вниз поплыл снова За могилой и крестом. Долго мертвый меж волнами Плыл качаясь, как живой; Проводив его глазами,
Наш мужик пошел домой."

По белорусскому поверью (Новогрудский у. Минской губ.), потерчата, некрещеные дети распускаются во время святок из ада на гулянье. Один корчмарь не пустил их в это время к себе в корчму, начертав кресты при всяком входе. Тогда они отомстили корчмарю таким образом: как только он поедет за водкой, въедет с полной бочкой вина на «крестовые дороги» (перекресток, где иногда погребают детей, умерших без крещения, и потом ставят кресты), — обручи на бочке все сразу лопнут и водка выльется.

Хотинские малорусы верят, что если самоубийца встретится на пути с человеком, то сможет подрезать его жизнь, наслать болезнь и навредить здоровью, после чего этому человеку жить остается немного.

3

Подольские малорусы то же самое свойство приписывают и «потырчатам», т. е. некрещеным младенцам, которыми в данном случае управляет чёрт.

По народному воззрению, заложные (т. е. умершие неестественною смертью) покойники доживают свой, положенный им при рождении,
век за гробом, т. е. после своей насильственной смерти живут еще
столько, сколько они прожили бы на земле в случае, если бы смерть их
была естественною. Живут они все это время на месте своей насильственной смерти, а иногда также и на месте своей могилы, сохраняя, полную способность к передвижению, причём в быличках отмечается их нечеловеческая скорость. Они всё время своей своеобразной загробной жизни не стареют, всецело сохраняют свой прежний характер, свои прежние склонности и привычки. Духи утопленных в воде младенцев обращаются во враждебных человеку духов „ичетиков" (в буквальном переводе: маленькие. ). Ичетики — маленькие существа с длинными волосами. Живут по большей части в глубоких реках. В представлениях современных пермяков ичетики сливаются с водяными» [Смирнов И. 1891, с.248].Этим обстоятельством и объясняется народное подразделение наложных покойников на «русалок» (= женщины и дети) и не-русалок (мужчины), равно как и деление русалок на разные классы. Русалки-дети известны у малорусов под именами «мавок» и «потерчат».

То обстоятельство, что русалки показываются также и в виде птиц, зверьков и лягушек , т. е. способны к оборотничеству, лишний раз свидетельствует о принадлежности их к нечистой силе. Способностью превращаться в разные виды обладает именно нечистая сила и ее служители, например ведьмы. В частности, сорока, жаба, лягушка, крыса, в образе коих являются иногда русалки , — животные нечистые, и чистые души умерших предков, «родителей», никогда в таких образах, конечно, не явятся.

Часы, в которые показываются русалки людям — полночь и полдень, — также соответствуют времени, когда главным образом действует на земле нечистая сила.

Как уже говорилось, русалки принадлежат к нечистой силе и находятся в полной власти дьявола. Так, по нижегородской легенде, русалок, вместе с лешими и домовыми, сотворил не Бог, а дьявол: он начал, подражая Творцу мира, ударять камнем о камень, и от его ударов полетели — домовые, лешие, русалки и им подобные существа. По одному калужскому свидетельству, русалки находятся «во владении главного начальника злых духов :«к русалкам относят женщин, наложивших на себя руки. Получив в свое владение подобную женскую душу, главный начальник злых духов дает повеление варить ее в котле, с разными снадобьями и зельями, отчего женщина делается необыкновенною красавицею и вечно юною; они живут обыкновенно в реках, а с Троицына дня до Петрова странствуют по земле, витают в лесах, избирая себе приютом старые деревья, особенно дубы; качаются на древесных сучьях или разматывают пряжу, похищая ее у поселянок, которые ложатся спать без молитвы. Воображение народа рисует русалок нагими и с распущенными волосами. Русалки ненавидят женщин и прельщают мужчин. Ни один мужчина не может устоять против ослепительной их красоты и при первом взгляде влюбляется.

Русалки — чертовки, лесная нечисть . В Макарьевском у. Нижегородской губ. «часто смешивают русалок с водяным или с такой нечистой силой, которая, по произволу, может принимать различные виды» [Толстой 1857]. У белорусов русалки часто сливаются с понятием о черте [Демидович 1896]. «По некоторым рассказам (белорусов Минской губ.) <...> у черта есть дети; это: домовики (домовые. — Д. З.), лесовики (лешие. — Д. З.), водяники (водяные) и русалки» [Ляцкий 1890, с. 30]. Русалки «может быть из ведьм, — говорит белорусский крестьянин [Шейн]. Малорусские представления не разнятся от приведенных белорусских и великорусских. «Мавки, или лоскотницы, — не что иное, как черти» (Подольская губ.). А по другим, мавки — это «уворованные дьяволом дети» [Чубинский 1872]. Русалки так часто бывают женами водяных [Иванов П. 1893; Никифоровский 1907], а принадлежность водяного к нечистой силе вне всякого сомнения.

4

Иногда русалки только «прислуживают водяным и лешим» [Харузин 1892] и всегда почти находятся под начальством водяного. Бывают они и женами леших, почему часто зовутся в народе «лешихами» и «лешачихами».

Отношение русалок к людям настолько враждебное и притом всегда почти беспричинно враждебное, как и отношение нечистой силы к людям: только нечистая сила может быть проникнута такою беспричинною враждою к человеку; только черти способны убивать каждого встречного человека без всякой причины и при этом еще радоваться гибели человека, а русалки именно радуются.
Русалки похищают пряжу у поселянок, которые ложатся спать без молитвы, но такими делами занимаются прежде всего бесы и дьяволы [Афанасьев 1914].
В присутствии русалки человеку трудно положить на себя крест: «рука просто как каменная, не ворочается». В троицкой песне Мосальского у. Калужской губ. поется:
От русалки от симицкой
Ачяртися, акружися
[Зеленин, 2, с. 594].

Обереги от русалок также весьма красноречиво свидетельствуют о том, что русалки как таковые принадлежат именно к нечистой силе. Как и всякая нечистая сила, русалки боятся креста. Потому они и нападают на человека, у коего крест на груди, только сзади. Голый парень надел крест еще и на спину, и русалки не могли к нему прикоснуться. Русалка заплакала, когда плотник Гаврило перекрестился: «Не креститься бы тебе, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней» (Орловская губ.). Очерченный на земле круг, особенно освященный крестным знамением, является вторым, после креста, оберегом от русалок. «Чтобы избавиться от русалок, надо очертить круг около себя и закрестить: они не переступят запрещенной черты и не схватят стоящего в кругу» (Тульской губ). «Чтобы избавиться от русалок во время нападения, нужно начертить на земле крест, который обвести кругом чертою; в этом кругу и стать. Русалки тогда не подступятся; походят, походят около черты, а потом и спрячутся» [Добровольский 1908]. Могилевские белорусы, когда им приходится ночью на Троицкой неделе стеречь лошадей в поле, чертят около себе круг: через круг (русалка) не перейдёт. «Первое средство, чтобы не тронула русалка, если человек увидит ее во ржи, начертить пальцем или палкою круг и в центре его стать.

В Козелецком уезде Черниговской губ. если придется идти в лес или в поле на Троицкой неделе, то «берут несколько головок чеснока и нож для того чтобы, увидев русалок, тотчас съесть чеснок и, сделав ножом круг на земле, припасть в оном ниц на землю; кто это сделает, того русалки никогда не тронут". В этом последнем случае чеснок служит также оберегом от злых русалок, во время Троицкой недели, и у бессарабских румын [Сырку 1913, с. 180]. Здесь уместно будет вспомнить, что чеснок служит также и оберегом от лешего и другой нечистой силы.

Подобно тому как русалки не могут перейти через очерченный около человека круг, так не могут они перейти и через межу. Люди убегают от русалок всегда поперек межи: «Русалки гоняются за людьми, с трудом перелезая в поле через межи, словно люди чрез „сгороду“, почему и убегать от них нужно не вдоль резок, а поперек их» [Петропавловский 1908]. Напомним, что и заложных покойников часто хоронят «на границе полей», т. е. у межи же, в очевидной уверенности, что заложный через границу перейти не может. Поэтом, межа недоступна русалкам потому, что она проведена железным орудием, а железа, как известно, нечистая сила не любит и боится его.

5

Среди иных оберегов от русалок есть и железное колющее орудие, а именно иголка или булавка. Это широко распространенный в русском народе оберег от нечистой силы, основанный, конечно, на нелюбви нечистой силы к железу. «Единственным возможным средством спасения от русалок служит укол хотя бы одной из них иголкою или булавкою, которые необходимо иметь при себе и наготове: тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где еще долго раздаются голоса их» [Никифоровский 1907). Кочерга пугает русалок, как принадлежность очага, связанный с культом предков. Но народ объясняет страх русалки перед кочергой иначе. «Чтобы избавиться от русалок, надо взять кочергу и на ней подъехать к ним. Они разбегутся от того человека, который подъезжает к ним на кочерге, так как они подумают, что к ним едет ведьма, которой они боятся», хотя мало вероятно то, что русалки боятся ведьмы.

Еще русалок «пугают головешками», хотя это, по-видимому, мало страшит русалку: головня также является принадлежностью домашнего очага и может быть связана с почитанием предков; но в данном случае речь идет не о домашней печи, а о костре в поле, а такой костер, конечно, для русалок не страшен.

Пинчуки считают оберегом от русалок прыганье через купальские огни ([Булгаковский 1890]; . Еще от русалки можно избавиться, отмахиваясь наотмашь вальком (рубелем) (прим. ред.: рубель (ребрак, пральник) — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глаженья белья после неё. На Русском Севере рубели называли «катальными палками»).. Тут, по-видимому, значение имеет не самый валек как таковой, а способ отмахивания наотмашь:представителей нечистой силы можно только бить наотмашь, и не иначе.

Есть и обереги словесные: достаточно «сказать, сколько клевцов (зубьев) в бороне, и русалки отступятся», т.к. нечистая сила боится бороны: наличие зубьев ставит борону в такой ряд традиционных оберегов, имеющих зубчатую форму, как вилы, грабли, гребень и др. Будучи охранительным средством, борона также принадлежит к числу предметов, которые служат медиаторами между этим и потусторонним миром (как, например, хомут, труба, окно и пр.). Считалось, что через борону можно увидеть домового, лешего, ведьму и пр. При этом важно, что в подобных случаях сам человек остается невидимым для нечистой силы. Количество зубьев в бороне также может иметь магическое значение. Считается, что демоны или не могут считать вообще или считают только четные числа. Поскольку считается, что нечистая сила не может овладеть чем-либо, что измеримо, поэтому и русалка бессильна перед человеком, знающим количество зубьев в бороне, которые она сама сосчитать не может.

Железная игла служит также оберегом и от восточной албасты, давшей свое имя русской лобасте-русалке «Если в Русальную неделю человек сам прежде заметит русалок и скажет: „чур моя!” — тогда русалки для него безвредны, а одна из них даже пойдет за ним в его дом и будет исполнять все домашние работы, как самая усердная работница; пить и есть не будет, а будет питаться только паром, выходящим из горшков. Так проживет она до следующей Русальной недели, а потом убежит в лес» [Васильева 1879].

6

Оберегом от русалок служат также и русальные песни. «Во все дни этой (Русальной) (следующей за Троицыным днем) недели девушки собираются по вечерам и, в виде охранительного средства от злых козней русалок, поют особого рода песни, которые поэтому и называются русальными» ([Шейн] — Бобруйский уезд). Эго пение можно сопоставить со свистом, который является оберегом от нечистой силы. У румын всю Троицкую неделю мальчики свистят из липовых свистков: «этим свистом они также отгоняют русалок от домов» [Сырку 1913]. Вопрос о свисте как обереге от нечистой силы далеко не однозначен. С одной стороны, существуют многочисленные свидетельства того, что нечистая сила не выносит свиста: не любит свиста водяной (Витебская, Архангельская обл.), леший гневается, если его потревожить свистом (Архангельская обл.). Но, с другой стороны, свист часто приписывается самой нечистой силе. Отсюда — повсеместный запрет свистеть в доме, чтобы не накликать нечистого; по мнению крестьян Черниговской обл., от свиста в доме «изводится хозяйство».

Наконец, достаточно не откликаться на зов русалки, и она будет бессильною что-либо вам сделать: зеленоволосая русалка, демоница-красавица, качаясь на ветвях деревьев, нарочно перечисляет популярные мужеские имена для того, чтобы попасть на имя приведенного в лес какой-нибудь крайнею нуждой человека. Пока человек, названный по имени, не откликнется, русалка с ним ничего не поделает» [Эремич 1868].

Среди церковных оберегов от русалок и другой нечистой силы по мимо креста валковцы (Харьковской губ.) считают освящение воды в Преполовение , а седлецкие малорусы — освящение хлеба на поле .

Но больше всего распространены — правда, главным образом у малорусов — обереги растительные, особенно полынь. В четверг на Троицкой неделе, когда русалки нападают на людей, нужно сказать при встрече с русалками,когда она спросит "что у тебя в руках: полынь или петрушка? ", нужно сказать- полынь, и они разбегутся, так как не любят этого растения [Иванов П. 1888]. В четверг после Троицы девицы рвут полынь и вплетают ее в косы: русалка не станет щекотать ту девушку, у которой полынь. На четвертые сутки на Троицких святках в Русальный великий день; многие не работают и опасаются купаться, чтоб не защекотали насмерть в воде русалки. Особенную силу имеет полынь, которую на Троице разбрасывают по хате и под столом. В Гадячском у. Полтавской губ. на Зеленые святки, накануне Троицы, бросают в избах явир (аир), любысток, зорю и непременно полынь, от русалок (лоскотавок).

Одинаковую силу с полынью имеет растение любисток или зоря (Levisticum officinale Koch.). 23 июня вешают по хлевам крапиву и венки из освященных трав, чтобы русалки и ведьмы не отнимали молока у коров [Быковский 1868]. «По старинному народному верованию, русалки, как и ведьмы, всего более боятся крапивы и осины»[А. Балов]. На этом основании обычай жечь друг друга в «крапивное» (всехсвятское) воскресенье крапивою А. Балов считает остатком древних «русальных проводов». Крапиву жгучую и осину нечистая сила вообще не любит. Русалкам, как и другим представителям нечистой силы, страшен гром, особенно же — первый весенний гром. Некоторые русалки-дети Купянского уезда боятся первого весеннего грома: после грома они уже не могут ни лоскотать, ни ходить к людям под окна.


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Славянские Боги » О связи русалок с заложными покойниками и нечистой силой