Если эти беды вызваны ослаблением или загрязнением жизненной энергии, а собственных усилий недостаточно для очищения - автор АРД и лама Аюр Цырендоржиев рекомендует.
Если человека одолевают болезни, неудача и упадок сил – это показатель ослабления или загрязнения его жизненной энергии. Общий метод преодоления подобной проблемы заключается в ее очищении и восстановлении. Есть несколько вариантов.

Самый лучший способ – это естественный; сближение с природой, стихиями, ментальное преобразование и отпускание мыслей-зацепок, притягивающих негативность, а также молитвы и пост. Для тех, кому сложно приложить собственные усилия для очищения, существует вариант с опорой на внешний ритуал.

Это может быть ритуал очищения воскурением САНГ, ритуал омовения и защиты ЖАПТУЙ, прямое очищение сиянием божеств через поднесение им ТОРМА и произнесение их мантр и дхарани.

Из вышеперечисленного наиболее эффективен обряд омовения и защиты Жаптуй. Он заключается в порождении определенного божества в сосуде с водой и наделение этой воды очистительной силой, с дальнейшим ее изливанием на очищаемого.

Чтобы иметь подобную способность, совершающему обряд необходимо иметь посвящение в это божество, а также обретение полномочия к действию мантры – это может быть как 100 000, 400 000 или 1000000 повторений мантры в затворе. Это позволит притягивать и концентрировать силу божества в одном месте.

Существуют разные виды обряда Жаптуй, связанные с разными божествами, так как помимо очищения энергетики, возникает необходимость устранения и других проблем.

При общих загрязнениях и провокациях хорошо помогает Ваджравидарана (Додже Намжом), при загрязнениях, вызванных страстной привязанностью – Уцушма (Мева Цегпа), при болезнях крови, кожи, суставов, лимфы – Гаруда, Хаягрива (Дамдин), Симханада (Жэнрэзиг Сенгеда).

Если одолевают сильные препятствия в духовной практике или влияние вредоносных существ – тогда Ямантака, Лама Цонкапа в аспекте трех гневных божеств.

При родовых и прочих проклятиях, старых провокациях и ментальных проблемах – Черный Манджушри.

Если проблема вызвана чрезмерной негативной кармой, то хорошо помогает жаптуй Ваджрасаттвы.

При проблеме с нахождением спутника жизни, зачатия ребенка и во взаимоотношениях в семье – Зеленая Тара.

Если ослаблено жизненное начало ЦЕ и энергия ЛА, тогда – Ушнишавиджая, Белая Тара.

Помимо этих божеств есть и многие другие, но все они одинаково влияют на общее очищение.

В большинстве случаев текст ритуала схож по структуре. Начинается с обращения к Прибежищу, зарождения бодхичитты. Далее – самопорождение себя в теле божества и начитывание его мантры, с целью обретения силы и собственной защиты от негатива.

Порой проводящий ритуал может быть подвергнут атаке со стороны темных сил или может быть сам осквернен загрязнениями от тех, кому он проводит ритуал очищения. Это проявляется как угасание ясности ума, слабость и полная апатия. В худших случаях – в виде серьезной болезни, например, ослепление и потеря чувствительности, рак.

Такое возможно, если негатив сходит с другого человека, но при этом у совершающего ритуал не было достаточно сил противостоять ему. Поэтому тут важно уделить внимание созданию хорошей защиты.

Следующая часть – порождение божества в сосуде, начитывание мантры, притягивание энергии из 10 сторон света и растворение ее в воде. После чего само божество, в виде джнянасаттвы, возвращается в свои обители, а его образ, самаясаттва – сливается с водой.

Во время основной части обряда произносят мантру божества с именем человека и наливают на макушку головы освященную воду из сосуда бумбы, дополняя словами очищения: Пусть у этого человека умиротворятся все недобродетели и загрязнения, пусть умиротворятся все болезни, пусть умиротворятся все вредоносные силы и т.д. В зависимости от ситуации слова могут отличаться по своему содержанию.

Очищающийся должен представлять, что его тело заполняется нектаром и каждая клетка очищается от всей дурной энергетики и негатива, от воздействий извне, от энергетических блоков и болезней.

Цикл омовения можно повторять столько раз, насколько хватит содержимого сосуда. Но в среднем делают от 3 до 21 раза. Вода стекает в емкость, которую в конце выносят и выливают.

В некоторых текстах советуют использовать обманную фигурку ЛУД, замещающую самого человека. Ее выносят вместе с водой. Это помогает, если злые силы покушаются на жизнь и здоровье. Поэтому вместо человека отдают такую его копию из теста.

Остатки негативной энергии и загрязнений вытягивают с помощью веера из павлиньих перьев. Представляя, что свет из него входит во все каналы тела и вытягивает все плохое.

В конце ритуала ставится защита, покрывающая тело нерушимым энергетическим панцирем. Произносятся слова истины и закрепления. На этом ритуал считается завершенным.

Жаптуй можно проводить многократно, от одного до семи раз, вплоть до полного выздоровления или улучшения ситуации. Признаки успешного ритуала – ощущение легкости в теле, ясности в уме; обретение спокойствия, уверенности; улучшение самочувствия, здоровья.