Обитель Темных Богов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Демоны » Аграт бат Махаллат (Аграт, Играт)


Аграт бат Махаллат (Аграт, Играт)

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Архидемоница иудейского происхождения, одна из четырех "матерей демонов" и жен Сатаны (Самаэля). Покровительница шлюх. Дочь другой демоницы - Махаллат. Аграт-бат-махлат - рассылательница болезней, разьезжающая на золотой колеснице и мечущая золотые стрелы (символ лихорадки). Аграт-бат-махлат, так же как и Лилит и Наама, считалась соблазнительницей мужчин и убийцей младенцев. Впервые появляется в Талмуде и в дальнейшем фигурирует в Каббале как танцующий демон, обитающий в воздухе Она мчится в сопровождении 10 000 (в других вариантах - 180 000) демонов-разрушителей, которыми она повелевает. Полагали, что первоначально ее власть распространялась на любой день и час и была огромной, но мудрец р. Ханина бен Доса, пригрозив изгнать
ее в безлюдное место, позволил ей действовать только по средам и в ночь накануне Шаббата [Mimekor 1976, с. 682]. (В эти периоды Талмуд не рекомендует выходить из дому в одиночку)

Аграт бат Махаллат (Аграт, Играт) - архидемоница в иудейской традиции, одна из четырех "матерей демонов" и помощниц Самаэля. Покровительница шлюх. Дочь демоницы Махаллат. Аграт бат Махаллат - рассылательница болезней, разъезжает на золотой колеснице и мечет золотые стрелы (символ лихорадки). Так же как Лилит и Нахема считалась соблазнительницей мужчин и убийцей младенцев. Впервые Аграт встречается в Талмуде, в дальнейшем становится известной в
кабалистической традиции как танцующий демон, обитающий в воздухе. Появляется в сопровождении 10000-180000 демонов-разрушителей, которыми и повелевает. Изначально ее власть распространялась на любой день т час, но раввин Ханина Бен Доса пригрозил изгнать ее в безлюдное место и позволил действовать только по средам и в ночь накануне Шаббата. В эти периоды Талмуд не рекомендует выходить из дома в одиночку.
Махаллат и Аграт постоянно враждуют с Лилит, и когда они заняты войной, молитвы Израиля достигают Небес, потому что главные обвинители людей отсутствуют. Махаллат изображалась как нечто среднее между женщиной и змеей.
Носенко. Представления евреев о демонах, злых духах и прочей нечистой силе Аграт бат Махаллат (Аграт дочь Махаллат)- появляется в Талмуде и в дальнейшем фигурирует в Каббале как танцующий демон, обитающий в воздухе. Она
мчится в сопровождении 10 000 (в других вариантах - 180 000) демонов-разрушителей, которыми она повелевает. Полагали, что первоначально ее власть распространялась на любой день и час и была огромной, но мудрец р.Ханина бен Доса, пригрозив изгнать ее в безлюдное место, позволил ей действовать только по средам и в ночь накануне Шаббата [Mimekor, 1976, c.682]. (В эти периоды Талмуд не рекомендует выходить из дому в одиночку). В каббалистической литературе ее иногда называли супругой Самаэля. Нередко ее также изображали внучкой Ишмаэля (Измаила), бросившего бабку Аграт в пустыне в тот момент, когда она рожала Махаллат, мать Аграт [Unterman, 1991, c.15]. Это явная реминисценчия библейского сюжета об Аврахаме и Агарь, изгнанной со своим сыном Ишмаэлем в пустыню (Быт. 21).

***

Каталог демонов Luciferjunior
Махаллат (Махалат, Махлат, Махла) – демоница еврейского происхождения. Одна из четырёх матерей демонов, жён Сатаны. Впервые упоминается в Талмуде. Махаллат была дочерью Асмодея и смертной женщины, но имела демоническую природу. Её мать была брошена Измаилом в пустыне, в момент когда она рожала Махаллат. В последствии она стала супругой демона и властительницей злых духов. Махаллат и ее дочь Аграт (ее еще называли Аграт Бат-Махлат) постоянно враждовали с Лилит. Лилит обладала войском, в которое входило 480 легионов злых духов и ангелов-разрушителей, а у Махлат было 478 легионов злых духов. Когда они заняты войной меж друг другом, молитвы Израиля достигают Небес, потому что главные обвинители людей отсутствуют. Махаллат представлялась в виде, нечто среднего между женщиной и змеёй.

2

Одной из ипостасей Гекаты является Лилит, демоница Элиты. Вообще, для того, чтобы пересчитать всех известных поименно демонов женского пола, хватит пальцев одной руки. Да, разумеется, существует множество ламий, суккубов, регулярно навещаемых чертовых бабушек и прочих демонов низших рангов, но в историю, а точнее, в миф, вошла только одна такая ламия (греческий миф), имени которой мы и то не знаем.

"Неики Мениппе Ликии, молодой человек 25 лет, который на пути меж Канхреями и Коринфом встретил подобное призрачное существо в облике прекрасной молодой женщины; взяв его за руку, она повела его к себе в дом в предместье Коринфа и сказала , что она родом финикиянка и что, ежели он с нею будет жить, то "услышит, как она поет и играет, и будет пить такие вина, каких в жизни не пивал, и никто им не помешает; она же верно и предано будет с ним жить и с ним умрет и обещает ему это верно и преданно". Молодой человек был философом, жил степенно и скромно и умел сдерживать свои страсти, но перед любовной страстью не устоял; он довольно долго прожил с этой женщиной к великому своему удовольствию и наконец женился на ней, и на свадьбу, среди прочих гостей, явился Аполлон, который по некоторым признакам обнаружил, что эта женщина - змея, ламия и что все ее имущество, подобно описанному Гомером золоту Тантала, - ничего настоящего, одна мнимость. Когда она увидела, что ее изобличили, то заплакала и попросила Аполлония молчать, но его это не тронуло, и в тот же миг она, серебряная посуда, дом и все, что в нем было, исчезло: "Многие тысячи людей знали об это происшествии, ибо оно случилось в самом центре Греции"

Как правило, демоны женского пола не отличаются ни особой силой, ни умом, ни какими-то специфическими дарованиями, что, впрочем, не значит, что они ни на что не способны, или что о них можно забыть. И, тем не менее, в Элиту Демонов входит диада, известная как Гьеханим (Giyehanim), которую составляют две демоницы из пяти известных нам по имени. Лилит и Нахема. Что характерно, Нахема - единственная из четверки не враждует с Лилит.

Энциклопедическая справка.
Нахема (Наама, Наамах - наслаждение, евр.) - также известна как Лилит Алимта (Олимта) - жестокая Лилит, евр. Согласно Каббале, Нахема является одной из четырех демонов проституции, помощниц Самаэля. Раввин Симеон называл Нахему матерью демонов, а раввин Хийа верил, что она великая соблазнительница, и желанна не только для мужчин, но и для духов и демонов, и что вместе с Лилит Нахема мучает и изводит детей и их матерей (книга "Зогар". Нахема - жена Асмодея, дочь Митбаэль и Кафцифони, мать Алефпенеаша и младшая сестра Лилит (по другой версии - сестра Самаэля). Другое название ночных демонов - Дети Нахемы. Обычно ее представляют как красивую женщину - до пояса, ниже - горящий факел.

Энциклопедическая справка
Махаллат (Махлат, Махла) - демоница в иудейской традиции. Одна из четырех "матерей демонов". Впервые упоминается в Талмуде. Махаллат была дочерью Асмодея и смертной женщины. Ее мать была брошена Измаилом в пустыне в момент, когда она рожала Махаллат. Впоследствии она стала супругой демона и властительницей злых духов.

Энциклопедическая справка
Аграт бат Махаллат (Аграт, Играт) - архидемоница в иудейской традиции, одна из четырех "матерей демонов" и помощниц Самаэля. Покровительница шлюх. Дочь демоницы Махаллат. Аграт бат Махаллат - рассылательница болезней, разъезжает на золотой колеснице и мечет золотые стрелы (символ лихорадки). Так же как Лилит и Нахема считалась соблазнительницей мужчин и убийцей младенцев. Впервые Аграт встречается в Талмуде, в дальнейшем становится известной в кабалистической традиции как танцующий демон, обитающий в воздухе. Появляется в сопровождении 10000-180000 демонов-разрушителей, которыми и повелевает. Изначально ее власть распространялась на любой день т час, но раввин Ханина Бен Доса пригрозил изгнать ее в безлюдное место и позволил действовать только по средам и в ночь накануне Шаббата. В эти периоды Талмуд не рекомендует выходить из дома в одиночку.

Махаллат и Аграт постоянно враждуют с Лилит, и когда они заняты войной, молитвы Израиля достигают Небес, потому что главные обвинители людей отсутствуют. Махаллат изображалась как нечто среднее между женщиной и змеей.

Энциклопедическая справка:
Ишет Зенуним (Эйшет Зенуним) - демоница в иудейской традиции. Одна из ангелов проституции, согласно Каббале. Также считалась одной из жен Сатаны. Ишет Зенуним - спутница Самаэля, жена блуда, - рассматривая в едином аспекте, их называют "Зверем", Хивой (Чивой).

Предыстория Лилит.

Шумер

Имя Лилит возводят к шумеро-аккадской мифологии (к шумерск. - воздух), где были известны три демона: Лилу, Лилиту и Ардат Лили; по другой версии их было четыре - вместе с Ирду Лили (Урдат Лили) из них Лилу - считался инкубом, а Лилиту -суккубом, совокуплявшимся со смертными мужчинами. Все три (четыре) духа считались вредоносными, так, Ардат Лили наносил разного рода ущерб мужчинам, в то время как прочие вредили роженицам и младенцам. На вавилонских терракотовых барельефах Лилит(у) изображалась в виде хорошо сложенной обнаженной женщины, крылатой и стоящей на львах; по-видимому, она не была низшим божеством . В ассирийской мифологии сходными функциями - наносить урон женщинам во время родов и новорожденным - был наделен демон женского пола Ламашту. По-видимому, Лилит - крылатый демон женского пола, душительница детей, упоминается и в некоторых древнееврейских и ханаанских надписях-заклинаниях вв. до н.э. из Северной Сирии (Арслан-Таш). В этих надписях духа-душителя младенцев заклинают не входить в дом. Крылатый демон женского пола, губящий детей и рожениц и/ или совокупляющийся со смертными мужчинами - общий образ для мифологии восточно- и западносемитских народов.

Библейская и ветхозаветная Лилит

В Библии Лилит упоминается лишь один раз, в кн. Исайи (34 :14), и это упоминание довольно туманно. В этом отрывке говорится о Лилит, отдыхающей в пустыне, где обитали также козлоподобные демоны-сеирим. Роль пустыни в культуре древних евреев была очень значительна, она считалась обиталищем разного рода нечистой силы, царством смерти и, таким образом, отождествлялась с нижним миром и сакральной нечистотой. В синодальном русском переводе это место звучит так: "там (в пустыне) отдыхает ночное привидение" (по-видимому, это имя возводится здесь, как и позднее, в еврейской народной этимологии, к ивритскому лайла - ночь; в Вульгате это имя переведено как lamia - ночной демон-вампир женского пола). Любопытно, что в демонологии самаритян имя Лилит вообще отсутствует . Это можно считать довольно показательным, если учесть, что самаритянская демонология довольно скудна, мало разработана и по своему характеру, возможно, сходна с древнееврейской демонологией эпохи 1 Храма. По-видимому, до начала талмудической эпохи древние евреи были знакомы с образом этого демона, возможно, заимствованным из шумеро-аккадской демонологии, но он не играл в системе их представлений о нечистой силе большой роли.
В Ветхом Завете немало следов древнейших языческих верований, существовавших как до утверждения монотеизма, так и довольно длительное время после него. Вполне возможно, что некогда злые духи были языческими божествами, в том числе заимствованными из пантеонов соседних народов, и имели свои культы. По мере борьбы с язычеством иноземные божества трансформировались в добрых или чаще вредоносных духов, опасных для людей; им также нередко приносили жертвы. Эта ранняя мифология вошла в апокрифическую литературу, Новый Завет, свитки Мертвого моря, а позднее - в Талмуд, мидраши и особенно в мистическую традицию, включая книгу Зогар.

Лилит в Талмуде

В Талмуде образ Лилит разработан более детально. Согласно Талмуду, Лилит - волосатая ("Эрубин" 18 б), крылатая ("Нидда" 24 б), она - мать Ахримана ("Баба Батра" 73 а). В арамейском переводе кн. Иова (1, 15) слово "Саба" переведено как "Лилит, царица Змаргада" (изумруда; вероятно)
Она изображалась как крылатый демон с длинными волосами, обитающий в пустых домах и овладевающий мужчинами во сне против их воли; нередко она - жена Аримана (Ангро-Манью), в чем, несомненно, сказывается влияние иранской мифологии . Верили также в существование лилин или лилот - ночных духов, не имевших, однако, отношения к образу Лилит. В некоторых мидрашах, восходящих к книге Бытия (например, в "Алфавите Бен-Сиры" - мидраше эпохи гаонов, и др, Лилит - первая жена Адама, сотворенная одновременно с ним и желавшая быть равной ему. После того как ей в этом было отказано, она, произнеся непроизносимое имя Бога, стала демоном, поклявшимся вредить роду человеческому, особенно роженицам и новорожденным, и улетела на Красное море. Но по просьбе Адама Бог послал трех ангелов (Санви, Сансанви, Самангелафа), ограничивших власть Лилит. Так, она, хотя и отказалась вернуться и продолжала утверждать, что будет вредить роженицам и младенцам, все же была вынуждена дать клятву, что не войдет в дом, где на амулетах будут написаны имена или нарисованы изображения этих ангелов. Также она приняла на себя наказание: отныне будут ежедневно умирать сто из её детей. Таким образом, в "Алфавите Бен-Сиры" Лилит упоминается как "первая Ева", кроме того, здесь впервые говорится об амулетах против нее. Согласно другой, по-видимому, более ранней традиции, Лилит изначально была демоническим существом, губящим новорожденных и женщин во время родов. Демоны и разные духи, согласно традиционным представлениям, были созданы Богом после сотворения мира на исходе первой недели, то есть в конце шестого дня Творения. Таким образом, Лилит, как и все прочие демоны, первоначально была включена в божественный план Творения. Но так как шестой день подходил к концу и наступала Суббота (Шабат), которую надлежало освятить и пребывать "в покое", Бог был вынужден прервать Свою работу. В результате создание демонов не было завершено и они не получили телесной субстанции, состоя лишь из одной духовной (Авот 5:6). Некоторые ученые авторитеты, правда, не соглашались с такой трактовкой, полагая, что демоны могут иметь и телесную оболочку. Согласно этой точке зрения, демоны - нечто среднее между ангелами и людьми. У них нередко есть крылья, как у ангелов, и они могут передвигаться по воздуху с огромной скоростью. Они также едят, пьют, производят потомство, как люди, иногда даже умирают. Они обычно невидимы (хотя в определенных обстоятельствах их можно видеть) и не отбрасывают тени.
Согласно этой точке зрения, восходившей к очень древней традиции (возможно даже к шумеро-аккадской мифологии), Лилит изначально была демоном-суккубом, вступавшим в сексуальные сношения с Адамом в отсутствие Евы с целью родить от него детей; порождения Лилит заполняют весь мир.
Демонология в Талмуде испытала явное влияние народных представлений и фольклора (вавилонского, персидского, древнееврейского). Соответственно, многие сюжеты Талмуда и мидрашей, претерпев более или менее значительную трансформацию, вошли в более позднюю фольклорную традицию различных еврейских общин. На арамейских надписях, вычеканенных на чашах, найденных в Ниппуре и датируемых примерно VI в. н.э. (в это время в Ниппуре существовала еврейская колония), упоминается Лилит как демон, особенно опасный для женщин в некоторые периоды их жизни (дефлорация, менструации, роды), а также младенцев. На этих чашах имеется также изображение Лилит - обнаженной, с длинными распущенными волосами, с подчеркнутыми половыми признаками. Она - не только губительница рожениц и младенцев, но и соблазнительница мужчин. Ее двойник - Лилу - демон мужского пола овладевает женщинами против их воли. Эти представления были распространены также среди мандеев. Демон женского пола, губящий детей, известен и в литературе Византии. Сходные легенды имеются в арабской демонологии, где демон, во многом аналогичный Лилит, носит имя Карина или Таби'а. Все эти воззрения восходят к очень древнему пласту религиозных верований, в том числе, к представлению о вавилонской Ламашту и еще более ранним образам.

Лилит в Каббале

Особое значение Лилит имеет в каббалистической традиции, где она выступает в качестве одной из "цариц" демонов; "нововведением" является то, что она нередко упоминается в паре с Самаэлем как повелительница царства злых сил. Этот образ занял одно из центральных мест в каббалистической демонологии. Лилит, как и прочие демоны, подчинена планете Марс и живет долго, до Страшного Суда. Она - одновременно душительница новорожденных младенцев (иногда эту функцию выполняет другая "царица демонов" - Неама / Наама) и соблазнительница мужчин (она совокупляется с ними во время ночных поллюций и порождает огромное число демонов мужского и женского пола). Она также имеет власть над всеми людьми, считающимися ритуально нечистыми.
В книге Зогар приводится подробное описание власти и генеалогии демонов, в том числе Лилит, а также различные версии появления Лилит на свет. Ее называют "ведьмой", "злодейкой", "черной" и пр. Она нередко выступает совместно с другими "царицами демонов" Аграт, Махаллат и Наамой. Некоторые каббалисты считали ее женой Ашмедая (Асмодея). В Каббале скорее преобладает вторая традиция изображения Лилит, согласно которой она изначально была демоном, но потом приняла человеческий облик в результате сношения с Адамом, в чем сказалось влияние распространенного в Европе в средние века учения о суккубах и инкубах. Иногда ее отождествляли с царицей Савской, явившейся ко двору царя Соломона. Царь, однако, заподозрил неладное и, желая проверить свою догадку, устроил во дворце, где он принимал ее, водоем, покрытый прозрачным стеклом. Мнимая царица, войдя и подумав, что ей надо ступить в воду, подобрала подол платья, обнажив свои покрытые шерстью и заканчивавшиеся копытами ноги, выдававшие ее демоническую природу.
Этот сюжет и его различные варианты стал весьма распространенным в фольклоре различных еврейских общин. Интересно, что в арабском фольклоре царица Савская - джинн, существо полудемонической, получеловеческой природы. Иногда в каббалистических сочинениях Лилит подчиняется власти не Марса, а Сатурна - планеты, которая еще в эпоху 1 Храма считалась зловещей; поэтому все люди, расположенные к меланхолии - "черному состоянию духа", особенно подвержены ее (Лилит) власти. Это представление также нашло отражение в фольклоре и в более поздней идишской литературе. Вообще в каббалистической литературе образ Лилит занял одно из центральных мест, будучи противопоставлен Шхине (Божественному присутствию), Матронит (воплощению женственного начала).
Согласно книге "Зогар", Лилит стала женой Самаэля (Сатаны) и матерью демонов. В Зазеркалье, где Сатана играет роль бога, Лилит становится отражением женского аспекта Бога, Шхины, поэтому жители долины Содом, предположительно оставшиеся в живых дети Адама и Лилит, поклонялись Лилит, как Великой матери, одаривающей их земным огнем. В одном из заговоров для роженицы и новорождённых (в каббалистической книге "Разиэл", 13 в.), который повторяет этот сюжет, вместо Лилит выступает Первая Ева. Первая Ева упоминается и в "Берешит рабба" 12: о ней говорится, что она обратилась в прах еще до сотворения Евы.

Лилит в фольклоре и легендах

Каббалистическая традиция оказала значительное влияние на еврейский фольклор. Однако в нем, а также в магической практике, направленной на борьбу с Лилит, нашли также отражение фольклор и магическая практика окружавших евреев народов. Так, в ашкеназском фольклоре образ Лилит иногда сливается с образом Елены Троянской или некоторых персонажей из германской мифологии. С другой стороны, каббалистические представления оказали влияние на воззрения европейских народов и в особенности европейских мистиков. В средневековых европейских легендах Лилит также иногда называют женой или сожительницей Сатаны (например, в английском фольклоре), или его бабкой (в фольклоре немецком, где она иногда описывается как танцующая соблазнительница - обычный мотив еврейского фольклора, в том числе новозаветного - например, легенде о Саломее, а позднее в ашкеназских заклинаниях против Лилит, предстающей в образе царицы Савской).

В народных легендах Лилит в первую очередь воспринималась как демон женского пола, похищающий детей, губящий новорожденных, а также вредящий роженицам. Народная этимология связывает имя Лилит со словом лайла - ночь, поэтому большинство сюжетов, где фигурирует Лилит, происходят ночью. Интересно, что в народных преданиях сефардов наряду с Лилит выступает также другой демон - Броша или Брокса (чье имя производят от испанск. bruxa, провансальск. bruesche - ночная птица) - тоже губящий детей. Иногда Брокса / Броша называли оборотнем женского пола, превращавшегося по ночам в кошку; иногда так называли просто ведьм. Это показывает, что сходные представления о демоне или оборотне женского пола, вредящем людям, были широко распространены у различных народов.
В еврейском фольклоре получил распространение сюжет о связи мужчины (обычно имеющего семью) с очень красивой женщиной, которая отождествлялась то с самой Лилит, то с одним из ее порождений. Другой, не менее распространенный сюжет - женитьба мужчины на демоне женского пола (также, по-видимому, одной из дочерей Лилит). Существовало великое множество вариантов обоих сюжетов, но в большинстве легенд "земная" жена так или иначе догадывается об измене мужа (подсматривает в замочную скважину, узнает от соседки, которая что-то видела и пр.) и по ее сверхъестественной красоте понимает, что ее соперница - существо демонической природы. Женщина просит раввина помочь ей вернуть мужа и тот с помощью специальных заклятий или других магических приемов (например, при помощи окуривания неверного мужа дымом от сжигания особых трав) изгоняет Лилит (или ее порождение).
Известен комический вариант такой легенды. Согласно ей, муж, соблазняемый Лилит, по совету раввина назначает ей очередное свидание на сеновале и приносит туда особую траву - оберег от Лилит. В результате у Лилит начинается сенная лихорадка, она беспрестанно чихает и в конце концов обращается в бегство и более не преследует этого мужчину.
Но обычно изгнать порождения Лилит удавалось с большими трудностями. Например, известно несколько вариантов сюжета из ашкеназского фольклора (сказок, распространенных преимущественно у польских и украинских евреев). Согласно этой версии, Лилит удается изгнать лишь временно, в момент же смерти бывшего возлюбленного Лилит (или дочь Лилит) является к нему и упрашивает его не лишать их общих детей полагающейся им доли наследства. Таким образом, порождения Лилит становились законными наследниками ее бывшего возлюбленного и через какой-то, иногда довольно длительный, срок предъявляли свои права его смертным детям или более отдаленным потомкам.
В некоторых вариантах порождения Лилит требовали своей доли наследства даже у совершенно посторонних людей, поселившихся в доме, где некогда проживал возлюбленный Лилит - это случалось, если вся семья погибала. Порождения Лилит начинали портить находившееся в доме имущество, всячески вредить живущим в нем людям и даже нападать на них. В некоторых легендах демоны захватывают весь город.
После того как все попытки изгнать их известными магическими способами кончались ничем, люди и порождения Лилит приходили к соглашению решить дело в суде, на который демоны являлись невидимыми, но голоса их были слышны. Суд обычно постанавлял лишить их наследства, так как завещание покойного считалось действительным лишь для людей, но не для потусторонних сил. В ряде случаев демоны подчинялись решению суда, но иногда требовались добавочные меры - произнесение знаменитым раввином особого заклинания, изгонявшего бесов в безлюдное место. Очень распространен также в фольклоре разных общин, особенно восточных, сюжет о женитьбе мужчины, оказавшегося в стране демонов, на прекрасном демоне женского пола, нередко отождествляемом с дочерью Лилит. Согласно этим легендам (впервые вариант одной из них встречается в XIII в.), молодой человек, не имеющий средств на содержание своей семьи, отправляется на заработки. Проезжая мимо безлюдного места, он встречает незнакомца, который завлекает его в край, населенный демонами, которые, однако, чтут Тору и боятся Бога. Молодой человек остается у них, женится на демоне женского пола, и у них рождаются дети (тоже демонической природы). Но, мучимый тоской по прежней семье, человек упрашивает свою жену-демона (иногда - порождение Лилит) отпустить его на определенный срок домой, при этом с него берут страшную клятву вернуться назад точно в срок, помогают добраться домой и дают денег, чтобы его прежняя семья в дальнейшем ни в чем не нуждалась. Однако, вернувшись домой, молодой человек вольно или невольно забывает о своей клятве. Демоны вызывают его через посланцев, но он отказывается вернуться. Тогда его жена-демон, в облике ослепительно прекрасной женщины, сама (иногда вместе с их детьми) является за ним. Сначала она пытается уговорить человека, соблазняя его или взывая к его отцовским чувствам, при этом он непрерывно читает Тору, чтобы оградить себя от искушения. Тогда она, признав свое поражение, просит у него разрешения поцеловать его на прощание (в другом варианте она обращается в суд для решения своего дела и, после того как суд признает ее правоту, тоже просит о поцелуе). Он соглашается, и на мгновение перестав читать Тору, в этот момент она целует его и, извлекая в момент поцелуя его душу, исчезает навсегда.

Поверья, связанные с Лилит

Если ребенок смеется во сне в лунную ночь - это означало, что с ним играет Лилит (для избавления от такой напасти следовало дать ребенку легкий щелчок под носом). Не следовало также сушить пеленки на открытом воздухе и на лунном свете из-за опасности воздействия чар Лилит на ребенка.
Символические предания старины распространились на сферу астрологии, где существует фиктивная планета Лилит (другое ее, метафорическое название - Черная Луна), изображаемая овалом с поперечиной посередине. Она имеет первоначальное значение в каждой судьбе, отмечая собой ту точку Зодиака, где свершается предначертанное. Лилит в соединении с солнцем и луной приносит славу, которая связана с предельными качествами - либо гений, либо преступник. Дополняя Сатурн, Черная Луна подчеркивает любовь к безмерному риску, свойственную игрокам, которые не в состоянии оплатить проигрыш. Поэтому в этом знаке скрыта черная тайна проигрывающего.

Как пытались уберечься от Лилит

Чтобы уберечься от Лилит, в народной практике применялись разнообразные магические приемы. У различных народов они сводились к нескольким приемам: запугивание, изгнание, задабривание, обман (введение в заблуждение). Эти средства варьировались в различных еврейских общинах, нередко обнаруживая сходство с магической практикой окружавших народов.
Для защиты от Лилит применялись всевозможные амулеты, заговоры (они непременно должны были содержать имя Лилит или имена трех ангелов, согласно преданию, служивших защитой от нее), апотропейную функцию выполняли также различные приемы и обряды - вахнахт, тахдид - ночные бдения у постели роженицы, зажигание свечей.
Некоторые травы и растения, согласно народным поверьям, служили защитой, особый вид трав был оберегом мужчине, соблазняемому Лилит. Защитную функцию повсеместно, в различных культурах мира, в том числе у евреев, выполнял огонь.
Позднее эту функцию стало выполнять зажигание субботних и ханукальных светильников. Еще в начале XX в. у ашкеназов существовало поверье, что пламя свечей отгоняет различных демонов, в особенности Лилит и Аграт бат Махалат, которые, как и прочая нечистая сила, становились наиболее опасными в канун Субботы. В данном случае легко прослеживается связь с обрядами перехода - в их широком смысле - так как Суббота была началом и завершением недельного цикла, его сакральным рубежом; с ночами на Субботу и после ее окончания связано множество поверий и преданий. Существовали даже специальные молитвы для этого случая ("Да горят мои свечи ярко, чтобы отогнать злых духов, демонов, и губителей - порождения дочери Махалат, и всех, повинующихся Лилит. И да обратятся они в бегство от огня, который я зажигаю, и да не причинят они вреда мужчине, женщине или ребенку Твоего народа"
Роженица, новорожденный и нередко все, кто имел к ним отношение, считались особенно уязвимыми для злых духов, в первую очередь для Лилит. Поэтому вокруг роженицы очерчивали магический круг, под подушку ей клали нож или давали в руку ключ от синагоги.
Кроме того, чтобы уберечь мать и дитя от Лилит, как у ашкеназов, так и у сефардов совершали особые апотропейные обряды. В случае рождения мальчика злые духи, и особенно Лилит, как считалось, становились очень опасными накануне обрезания, так как, согласно традиции, после совершения этого обряда опасность для младенца становится значительно меньшей. Чтобы отвести опасность, в различных общинах применяли всевозможные амулеты и совершали магические обряды. В ашкеназских общинах в ночь накануне обрезания совершали вахнахт (идиш, "ночная стража") - ночное бдение у постели матери и младенца, во время которого зажигали как можно больше свечей, родственники читали молитвы, а также устраивали особую трапезу (обряд известен с XIв). Иногда считают, что поверье об особой опасности этой ночи было заимствовано евреями у немцев (у которых наиболее опасной считалась ночь накануне крещения).
В сефардских общинах издавна совершали сходный обряд велен (velar - бодрствовать,исп) или тахдид у арабоязычных евреев - также ночное бдение родственников и соседей у постели матери и младенца, первое описание которого относится к XII в. Евреи Марокко, Египта, Палестины совершали этот обряд еще в начале XX в. Он также заключался в том, что в ночь накануне обрезания в доме, где находился младенец, читали молитвы и, кроме того, острым ножом наносили рубящие движения вдоль стен, чтобы защитить мать и дитя от злых сил, в некоторых местах с этой же целью - напугать и обратить в бегство демонов - поднимали шум с помощью барабанов и громкого пения.
Для защиты от Лилит широко применяли также написанные или печатные амулеты. Такие амулеты упоминаются уже в "Алфавите Бен-Сиры", причем они содержали не только имена трех ангелов, посрамивших Лилит, но и их изображения. В дальнейшем такие амулеты получили широкое распространение, особенно в ашкеназских общинах. Нередко они содержали текст-формулу изгнания Лилит (типа: "Злодейка да живет здесь"), отрывок из 121 псалма ("Не дремлет страж Израиля"), а также имена и изображения трех ангелов. Многие амулеты содержали также историю о Лилит и Илие-пророке, который тоже, согласно каббалистическому преданию, ограничил ее власть - он встретил Лилит, летящую к роженице, "чтобы умертвить ее, похитить ребенка, выпить кровь, высосать мозг из костей и пожрать его плоть". Услышав, что Лилит идет к роженице с целью навредить ей, Илия заставил ее назвать все свои 9 имен и взял с нее слово, что она не войдет в дом, если увидит там свои имена.
В сирийских текстах она известна как "Мать, удушающая дитя". Такие амулеты и обереги носили в ряде сефардских общин название "шмира". На некоторых амулетах вместо Илии появляется архангел Михаил. Эта легенда восходит к византийской версии формулы-заклятия против демонов женского пола Гило, который также был посрамлен святыми. Подобные амулеты вешали над кроватью роженицы, над окнами, дверью и другими отверстиями, через которые в дом, где находились мать и младенец, могла проникнуть нечистая сила.
Особенно были популярны такие амулеты у ашкеназов. У них были также распространены медные или свинцовые амулеты, так называемые хейеле (от названия буквы хэй, изображенной на них), которые вешали на шею ребенку для защиты от дурного глаза и от Лилит. На Востоке также были распространены амулеты с изображением опутанной цепями или веревками Лилит; кроме того, было принято повязывать на ручку младенцу голубую нитку или вешать над его колыбелью голубую бусину - с той же целью. Этот прием связан с семантикой голубого цвета в еврейской
традиции. Голубой цвет, как об этом неоднократно писали исследователи - цвет Небес,
сакральной чистоты, с помощью которого можно посрамить нечистую силу, из самого названия которой явствует, что она связана с ритуальной нечистотой и нижним миром - царством смерти.

В сефардских общинах было принято окуривать роженицу дымом особых трав, а также ставить под кровать, на которой находились мать и младенец, сладости, в надежде, что Лилит займется ими и не тронет мать и дитя.
Вообще для сефардской магической практики, как и для практики восточных евреев, больше характерно стремление не напугать и обратить в бегство Лилит, а умилостивить ее и даже подружиться с нею. Ярким примером тому служит умилостивительный обряд индульсо, совершаемом у сефардов Палестины и Марокко над заболевшим или соблазняемым Лилит человеком. Обряд состоял в том, что в доме, откуда предварительно выносили все сакральные предметы (молитвенники, свитки Торы, тфилин и пр.), оставался только больной и женщина, которая ночью совершала обряд. Она ставила на стол сладости и зерна пшеницы, разбрызгивала в углах молоко и мед, обращаясь к духам как к шедим и сеирим - своим повелителям - с особой молитвой с просьбой принять эти предметы в обмен на душу заболевшего человека. Иногда индульсо дополняли роскошным пиром, во время которого убивали черного петуха, предварительно произнеся над ним специальный текст-формулу (произносимый также во время типологически сходного с ним обряда капарот / капорес): "Душа за душу. Это будет жертвой моей, заменой моей, искуплением моим.". Иногда этот обряд проделывают не в доме, а в бане или рядом с источником, где Лилит и шедим, согласно многочисленным поверьям, восходящих к культу источников, имеют обыкновение поселяться. Таким образом, обряд индульсо типологически сходен с умилостивительным и искупительным обрядом каппарот (каппорес), а также ритуалом "козла отпущения", совершаемом в эпоху 2 Храма в День искупления.

Тексты заклинаний арамейских и мандейских магических чаш используют против Лилит формулу развода (свидетельство того, что она воспринималась и как суккуб). Лилиты во главе с их матерью и предводительницей Руха (дух) часто упоминаются в мандейских текстах.

Лилит в литературе

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе. Так, у Гете Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что прикоснуться к ее волосам - значит уйти навеки. У Анатоля Франса "Дочь Лилит" - привидение с зелеными глазами и черными волосами. Кого она касалась ими, того ждало забвение. У русского писателя-символиста Федора Сологуба в сборнике "Пламенный круг" это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Романтическую окраску Лилит получила и в поэме А. Исаакина "Лилит", где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве. Такое же противопоставление Лилит Еве находим в стихотворении Марины Цветаевой "Попытка ревности".

Строки из "Фауста" Гёте о Лилит.

Ф а у с т

Кто там?

М е ф и с т о ф е л ь

Лилит.

Ф а у с т

На мой вопрос,
Пожалуйста, ответь мне прямо.
Кто?

М е ф и с т о ф е л ь

Первая жена Адама.
Весь туалет её из кос.
Остерегись её волос:
Она не одного подростка
Сгубила этою причёской.

Отрывок из Библии с упоминанием Лилит.

14 И звери пустыни будут встречаться с дикими
кошками, и шедим* будут перекликаться один с
другим; там будет отдыхать Лилит** и находить себе
покой.
(Книга пророка Исайи, 34-я глава)

*В синодальном переводе - "лешие"
**В синодальном переводе - "ночное приведение"

Отрывок из "Еврея Зюсса", Лиона Фейхтвангера.

Зато она жадно и со скрытым страхом выслушала рассказ Зюсса о повелительнице демонов Лилит, первой жене Адама. Она, эта длинноволосая, крылатая первая жена Адама, не поладила со своим супругом, плотская близость с ним не дала ей тех радостей, которых она желала. Тогда она с помощью колдовства, произнеся запретное имя божье, улетела в Египет, страну злых чар. С той поры, возненавидя Еву и всякое здоровое супружество, она стала накликать на рожениц и на младенцев проклятия и злые напасти. Но в Египте её настигли посланные богом ей вослед три ангела - Сеной, Сансеной и Семангелоф. Сначала они хотели её утопить; но потом отпустили на свободу, заставив покляться клятвой демонов, что она не станет приносить вред ни роженице, ни младенцу, охраняемым именами трёх ангелов. Вот почему иудейские роженицы имеют при себе амулеты с именами трёх ангелов.

Отрывок из стихотворения М. Цветаевой "Попытка ревности".

Как живётся вам с товаром
Рыночным? Оброк - крутой?
После мраморов Каррары
Как живётся вам с трухой

Гипсовой? (Из глыбы высечен
Бог - и начисто разбит!)
Как живётся вам с стотысячной -
Вам, познавшему Лилит!

https://navoslavie.livejournal.com/73199.html


Вы здесь » Обитель Темных Богов » Демоны » Аграт бат Махаллат (Аграт, Играт)