«δαίμων» (daemon) — древнегреческое название мифологических существ-полубогов, духов, занимающих промежуточное состояние между людьми и богами. Не добрых и не злых (но могущих быть и теми, и другими). По-нашему звучит как “даймон”, отсюда и слово “демон” – исковерканное греческое. В латыни оно до сих пор звучит как daemon – “demon” там нет.
Существуют различные демонологии (daemon + logos, т.е. классификации демонов) – от демонологии христианской, до демонологии классического оккультизма времен Ренессанса. Классификация системы основана на характере демона, а также на месяце, в котором его власть наиболее сильна. Следует заметить, что практически каждый автор выбирает и классифицирует демонов по-своему.
К примеру, у Михаэля Пселлуса (Michael Psellus, XI век) демоны больше походят на элементалей, с его делением на водных, земных, воздушных и проч. (Empyreal, Aerial, Subterranean, Lucifugi, Aqueous, Terrene). Практически тот же поход демонстрирует Франческо Мария Гуаззо (Francesco Maria Guazzo).
Альфонсо де Спина (Alfonso de Spina) в 1467 году подготовил свою классификацию (Demons of fate, Goblins, Incubi and succubi, Wandering groups or armies of demons, Familiars, Drudes, Demons that are born from the union of a demon with a human being, Liar and mischievous demons, Demons that attack the saints, Demons that try to induce old women to attend Witches’ Sabbaths) более похожую на классификацию современных игровых персонажей жанра D&D. Похоже, что де Спина был вдохновленн легендами из европейского фольклора, инкубов и суккубов позаимствовал из еврейского Талмуда, а отсылки к “ведамам на шабашах” явно коррелирует с Malleus Maleficarum.
Питер Бинсфельд (Peter Binsfeld) в 1589 году создал свою классификацию демонов, базирующуюся на семи смертных грехах, каждый из которых “курируеться” определенным демоном:
Люцифер (Lucifer): гордость
Маммона (Mammon): алчность
Асмодей (Asmodeus): похоть
Левиафан (Leviathan): зависть
Вельзевул (Beelzebub): обжорство
Сатана (Satan): гнев
Бельфегор (Belphegor): лень
Франческо Мария Гуаззо (Francesco Maria Guazzo) опубликовал книгу Compendium Maleficarum (1608), которая частично базировалась на работах Михаэля Пселлуса. Демоны здесь распределены следующим образом:
Демоны стратосферы, которые никогда не входят в общение с людьми;
Демоны нижних слоев воздуха, которые отвечают за штормы;
Демоны Земли, которые живут на полях, в пещерах и в лесах;
Демоны воды, преимущественно женской природы;
Демоны подземной части Земли, ответственные за хранение сокровищ, а также вызывающие землетрясения;
Демоны ночи и зла. Эти демоны избегают дневного света.
В 1613 году Себастьян Михаэлис создал книгу Admirable History, которая включает классификацию демонов, изложенную ему демоном Берит, изгнанным по ритуалу экзорцизма из некоей монахини из урсулинского монастыря в Экс-ан-Провансе.
Каталог включает в себя иерархию демонов, их специфику, а также их противников:
Первая иерархия (Серафимы, Херувимы, Престолы):
Вельзевул (бывший князь Серафимов), “рангом” чуть ниже Люцифера. Вельзевул, вместе с Люцифером и Левиафаном были первыми тремя падшими ангелами.
Основное качество: гордость.
Противостоящий: святой Францизк Ассизский.
Левиафан (бывший князь Серафимов). Основное качество: сомнения, ведущие к ериси.
Противостоящий: святой Петр.
Асмодей (бывший князь Серафимов). Основное качество: похоть, плотские желания и распутство. Противостоящий: Иоанн Креститель.
Берит (бывший князь Херувимов).
Основное качество: гнев, вплоть до убийства, цинизм и кощунство.
Противостоящий: апостол Варнава.
Астарот (бывший князь Престолов).
Основное качество: лень, праздность. Противостоящий: святой Варфоломей.
Веррин (бывший князь Престолов).
Основное качество: нетерпение, нетерпеливость (не путать с нетерпимостью). Противостоящий: святой Доминик.
Грессил (бывший князь Престолов). Основное качество: одержимость и фанатизм. Противостоящий: святой Бернард.
Соннейллон (бывший князь Престолов). Основное качество: ненависть и бунтарство. Противостоящий: святой Стефан.
Вторая иерархия (Господства, Силы и Власти):
Каррэу (бывший князь Сил).
Основное качество: твердость сердца, непоколебимость и неприклонность. Противостоящий: святой Винсент.
Карнивэн (бывший князь Сил).
Основное качество: непристойность и бесстыдство. Противостоящий: Иоанн Богослов.
Оэллет (бывший князь Господств).
Основное качество:нарушение обета, обещания. Противостоящий: святой Мартин.
Розье (бывший князь Господств).
Основное качество: сексуальное раскрепощение. Противостоящий: святой Василий Блаженный.
Бэлиас (бывший князь Властей).
Основное качество: высокомерие. Противостоящий: святой Францис де Пауль.
Третья иерархия (Начала, Архангелы, Ангелы):
Оливер (бывший князь Архангелов).
Основное качество: жестокость, беспощадность к бедным.
Противостоящий: святой Лаврентий.
Люварт (бывший князь Ангелов). На момент написания Михаэлисом его демонологии, Люварт находился в теле сестры Мадлен, и о нем ничего неизвестно.
Фрэнсис Барретт (Francis Barrett) в своей книге The magus (1801) предложил класифицировать демонов по их “покровительству” определенной категории людей:
Вельзевул (Beelzebub): идолопоклонники
Путиус (Pythius): лжецы
Белиал (Belial): сосуды беззакония, изобретательные на зло
Асмодей (Asmodeus): подлые мстители
Сатана (Satan): ведьмы и колдуны
Мэрихем (Merihem): любители спиртных напитков
Абаддон (Abaddon): люди, приложившие руку к войне и разрухе
Астарот (Astaroth): инквизиторы и обвинители
Маммона (Mammon): искусители
Классификация по месяцам:
Во время XVI века, считалось, что каждый демон более сильный во время “своего” месяца в году, и “работает” наилучшим образом именно в течении этого месяца.
Белиал в январе
Левиафан в феврале
Сатана в марте
Бельфегор в апреле
Люцифер в мае
Берит в июне
Вельзевул в июле
Астарот в августе
Таммуз в сентябре
Баал в октябре
Асмодей в ноябре
Молох в декабре