ВААЛ или Баал, Бэл, Вил — с еврейского означает «господин», «владыка», «сильный». Это был верховный бог хананеев, которому поклонялись также изменявшие своей вере израильтяне. Имя его часто встречается на финикийских и клинообразных надписях, также у греческих и латинских авторов, которые обыкновенно, называют его Βἡλος Belus, Бэл. Имя это входит в состав множества личных имен финикийских и карфагенских, как Аннибал («Ваал есть милость»), Асдрубал («Ваал есть помощь») и др.; арамейских, как Абдбал («служитель Ваала»); ассиро-халдейских, как Валтасар (Бел-сар-усур — «Ваал да покровительствует царю»), и проч. Изредка оно встречается даже в еврейских именах, как Баалхапан, Ешбаал, Мериббаал, и др. Но оно употреблялось не только как собственное имя, но также и как имя нарицательное для обозначения господина, собственника, обладателя личности или вещи, как напр., владельца или хозяина дома (Исх. 22, 8; Суд. 19, 22), поля (Иов 31, 39), вола (Исх. 21, 28; Ис. 1, 3), владетеля богатств (Екклез. 5, 12) и проч.; затем мужа или господина жены (Исх. 21, 3 и т. п.). Отсюда можно заключить, что слово Ваал в приложении к Богу первоначально было лишь эпитетом, выражавшим Его верховное господство и указывавшим на Него, как на Владыку всех вещей; только впоследствии оно сделалось собственным именем и особым божеством, Ваалом, владыкой по-преимуществу («Hab-Baal, с членом). Вследствие злоупотребления, которое делали идолопоклонники из этого выражения, Св. Писание, хотя и постоянно называет Бога Господом, ни разу не прилагает к Нему названий Ваала, но вместо него употребляет другое слово — Адон, Адонаи, значение которого то же самое, а слово Ваал употребляет только в приложении к ложным богам.
Главным местопребыванием широко распространенного по всей западной Азии культа Ваала, проникшего чрез финикиян и карфагенян далеко на запад, была Финикия, в свою очередь заимствовавшая его из Вавилонии, где Ваал известен был под именем Бэла. Вследствие своего месопотамского происхождения, Ваал повсюду сохранял на себе печать сабеизма и, как «владыка» богов, соответствовал главному небесному светилу — солнцу, источнику всякой жизни на земле. Некоторые толкователи находят подтверждение солнечного характера Ваала в самом тексте Св. Писания (4 Цар. 23, 4). Классические писатели также отождествляют Ваала с солнцем: «Бог называется Ваалом на пуническом языке», говорит Сервий, «и Бэлом у ассириян; он в одно и то же время есть Сатурн и Солнце» (Комментарий на Виргилия in Aeneid. I, 729). Как бог солнца, Ваал есть «владыка небес», Ваал-Самин, каковой титул он носит в надписях, в пунических стихах Пенула Плавта — Baal-Samen, у блж. Августина — Ваал-Самен и у Филона Библоса, который прямо говорит: «они считают солнце богом, который был единым властелином Неба, называя его Беел-Самином». Отсюда в мифологии языческих семитов В. является олицетворением мужской производительной силы и действует чрез свою жену Астарту, представлявшую пассивную или воспринимающую силу природы. Такому представлению вполне соответствовал и религиозный культ Ваала, который состоял в дико разнузданном сладострастии, искавшем искусственных возбуждений. В этом отношении культ Ваала совершенно совпадал с культом Астарты, так как служение ей было вместе с тем служением и Ваалу, ее оплодотворителю. Внешним символом его постоянно служил phallus, в виде колонны с усеченной вершиной. Это так наз. «гамманими» статуи или колонны конической или, вернее, пирамидальной формы, назначенные для изображения солнца под видом пламени. Геродот (2, 44) рассказывает, что две такие колонны были в храме Геракла, т. е. Ваала, в Тире. Одна из наиболее древних религиозных надписей, упоминает о том, что одна такая в Пальмире статуя была воздвигнута богу солнца. На римских монетах императорской эпохи сохранилось изображение такой Вааловой колонны. По свидетельству Св. Писания, такие колонны (статуи) делались из камня или из дерева (4 Цар. 10, 26), или даже золота (Ос. 2, 8).
При капищах Ваала жили так называемые кедешимы и кадешоты, священные блудники и блудницы, которые обрекали себя на служение капищу посредством зарабатывания денег своим блудодейством. Понятно, какое глубоко развращающее влияние должен был иметь такой культ. Память об этом развращении увековечена была для сознания евреев в сказании о городах Содоме и Гоморре, где культ Ваала принес особенно горькие плоды. Но, несмотря ни на эту поучительную историю, ни на запрещение иметь какое-либо общение с служителями Ваала, ни на грозно пламенные речи пророков, изобличавших гнусность культа Ваала, он всегда имел для евреев непреодолимое обаяние, и вся библейская история, начиная со времени поселения избранного народа в Палестине, представляет собою историю увлечений этим культом. «Оставили сыны Израилевы своего Господа и стали служить Ваалу, делая злое пред Господом» — таково много раз повторяющееся свидетельство библейских историков. Очевидно, возвышенный культ Иеговы был слишком высок для заурядного сознания народа, и чувственно-осязательный культ Ваала непреодолимо увлекал его. При царе Ахаве, благодаря покровительству его жены Иезавели финикиянки, культ Ваала нашел почти официальное признание в царстве Израильском а по временам проникал и в царство Иудейское, хотя там всегда встречал больше противодействия со стороны царей и пророков. В Финикии главное святилище Ваала находилось в Тире. Одною из существенных особенностей культа были там священные процессии, во время которых жрецы — иеродулы предавались иступленным пляскам, сопровождавшимся нанесением себе ран. Отсюда культ Ваала перешел в Карфаген, где имя его слышится в именах Ганнибала (милость Ваала), Аздрубала (помощь Ваала) и др.; позже следы его мы встречаем в Риме, где он нашел себе горячего приверженца даже на престоле, именно в лице императора Гелиогабала, который, в качестве жреца сиро-ханаансого солнечного бога Ваала, плясал вокруг устроенного в честь его жертвенника. Будучи, по своему существу, одним и тем же богом, Ваал, под влиянием политеистического миросозерцания язычников, выступал в разных проявлениях, которые в различных местах получали самостоятельное значение. Так, они получали особые названия по месту, где им поклонялись, как Ваал Ливанский, или по приписываемым свойствам, как Ваал-Вериф — «Ваал завета», защищавший тех, кто вступали с ним в союз (Суд. 8, 33; 9, 4 и 46), Ваал-Зебуб (Вельзевул) — «Ваал мух», «господин мух», без сомнения, защищавший своих поклонников против этих насекомых (см. Вельзевул). С местными Ваалами связывались названия таких мест, как Ваал-Гад, Ваал-Гамон и др.
См. соч. М. С. Пальмова, Идолопоклонство у древних евреев (СПБ. 1897), где есть отдельная глава о культе Ваала (стр. 217 и сл.) и где указана вся относящаяся сюда литература.
Слово Ваал, как сказано, входит в состав многих библейских и не библейских собственных имен городов, таковы:
ВААЛБЕК, город в Кили-Сирии, славившийся своим великолепием в первые века христианской эры и доселе сохранивший свою известность вследствие своих развалин. Там боготворился Ваал, как бог солнца, а в позднейшее время, несомненно, и Астарта, почему этот город был известен своею крайнею безнравственностью. См. под сл. Илиополь.
ВААЛ-ВЕРИФ — имя местного Ваала, почитавшегося израильтянами и особенно жителями Сихема при Авимелехе, сыне Гедеона (Суд. 8, 33; 9, 4). Ваал-Вериф означает «господин завета», и его приравнивают к Ζεὑς ὁρχιος греков и Deus fideus латинян, которого те и другие почитали как покровителя клятв, заведующего трактатами и союзами.
Ваал-Гад — «владыка счастья» (И. Нав. 11, 17; 12, 7; 13, 5), название хананейского города, три раза упоминаемого в Св. Писании, в книге Иисуса Навина. Это был самый северный пункт, которого достигли израильтяне в период завоевания. Плодом победы, одержанной близ вод Меромских против ханаанских царей севера, было подчинение им всей страны до Ваал-Гада. В киииге И. Навина (11,17) о местоположении этого города говорится, что он расположен «в долине Ливанской, подле горы Ермона» (ср. И. Нав. 12, 17; 13, 5). Но мнения касательно того, что собственно нужно разуметь под «долиной Ливанской», сильно расходятся. По наиболее вероятному мнению, под Ваал-Гадом разумелся город Панея или теперешняя Банья, которая известна в Новом Завете под именем Кесарии Филипповой. Положение этого города более всего соответствует данным свящ. текста. Иисус Навин должен был преследовать своих врагов до этого места, до подошвы Ермона, который непосредственно вздымается над городом и составляет естественную границу Палестины на севере. Там, над одним из трех главных источников Иордана, находится пещера, которая в начале нашей эры была посвящена богу Папу и называлась Паниум или Панея (И. Флавий, Древн. 15, 10, 3; Война Иуд. 1, 31, 3). Культ Папа вероятно в этом месте заменил собою культ Ваал-Гада. Долина, которая простирается к югу и юго-западу от Баньи «подле Ермона», быть может, называлась долиной И. Нав. 11, 17; 12,7).
Ваал-Гамон — «Ваал множества», название местечка, где Соломон имел виноградник (Песнь Песн. 8, 11).
Ваал-Гацар — селение, загородный дом, поместье, местечко близ города Ефрона или Ефраима, где на пиру убит был, по приказанию Авессалома, брат его Амнон (2 Цар. 13,23).
Ваал-Ермон — город на севере Палестины, за Иорданом, при подошве горы Ермона (Суд. 3, 3; 1 Пар. 5, 23).
Ваал-Меон — город к востоку от Иордана (Числ. 32, 38; 1 Пар. 5, 8; И. Нав. 13, 17). Впоследствии им завладели моавитяне, и он сделался одним из их главных мест. Пророки Иеремия (48, 23) и Иезекииль (25, 9) предвозвещали ему, что в наказание за радость, которой он предавался с главными городами Моава по случаю разрушения Иуды, он будет разрушен вместе с ними. В IV веке христианской эры Ваал-Меон сделался большим городом. «Ваал-Меон по ту сторону Иордана, говорит Евсевий, который восстановили сыны Рувима, есть очень большой город близ горы Теплых вод в Аравии».
Ваал-Перацим — «место поражений», местечко неподалеку от Иерусалима к западу, получившее такое название от поражения там филистимлян Давидом, так как Давид сказал при этом: «Господь разнес врагов моих передо мною, как разносит вода» (2 Цар. 5, 20), или, как читается в книге Паралипоменон: «Сломил Бог врагов моих рукою моею, как прорыв воды» (1 Пар. 14, 11).
Ваал-Фегор — идол моавитский и мадианитский, который иногда и просто называется Фегором (Числ 31, 16; И. Нав. 22, 17). Название свое он заимствовал по мнению одних, от горы Фогора или Фегора, на которой стоял этот идол; по другим — от разврата, какому предавались жены и девицы моавитские в служении этому идолу. По совету Валаама (Числ. 31, 16), в служение этому идолу были вовлечены моавитянами и израильтяне, за что подверглись строгому наказанию (Числ. 25).
Ваал-Цефон — место Тифона или посвященное Тифону (Исх. 14, 2, 9; Числ. 33, 7); египетский городок при Чермном море по западную сторону северной его оконечности, между Мигдолом и Чермным морем, за Пи-Гагирофом. Название свое он получил от Тифона, злого начала египтян, враждебного для них и имевшего свое обитание в глубоком мраке под землею. См. Исход.
Ваал-Шалиша — «тройная область» или «тройная земля», местечко в земле Шалиша, в нагорных областях колена Ефремова (4 Цар. 4, 42).
Ваал-Фамар (Суд. 20, 33) — город колена Вениаминова, близ Гивы Вениаминовой, где, во время смут в период Судей, вениамитяне потерпели сильное поражение от израильтян.
* Александр Иванович Пономарев