Эта медитация даёт интеллектуальное понимание отсутствия самобытия «я», подготавливая тебя к ещё более глубоким прозрениям.
Буддийское «Отсутствие я» это недвойственность Субъекта и Объекта, что очень ясно выразил Шакьямуни: «В видении есть только видение. Нет видящего, нет и видимого. В слушании есть только слушание. Нет слушающего, нет и слышимого (Бахия Сутта, Удана 1.10). Недвойственность в буддизме подразумевает не слияние с высшим Брахманом, а осознание того, что двойственность себя/субъекта/личности/наблюдателя/деятеля и объекта/мира является иллюзией.
Первое созерцание — Пустота «я»
Поиск «я»
Для того чтобы обнажить своё цепляние за «я», т.е. осознать его несамосущным, чем-то отличным от твоего более глубокого сознания, необходимо пронаблюдать ситуации, в которых у тебя преувеличено чувство «я»: замешательство, испуг, чувства пристыженности или возмущения.
Вспоминая подобные ситуации, старайся проявить ясный образ своего «я», который осознается тобой чем-то целостным и реальным, существующим самим по себе.
Получив представление о своём «я» в таких экстремальных ситуациях, наблюдай, как оно воспринимается твоим сознанием в обычных ситуациях, — например, в данный момент. Хотя в данном случае и нет преувеличенного чувства «я», однако, всё же оно проявляется как нечто существующее само по себе, независимо от тела и ума.
Выработав образ «я», как нечто действительно существующее, сосредотачивайся на нём.
Опровержение иллюзии «я»
Анализируй, чем является твоё «я».
Если «я» есть тело, то нет смысла говорить «моё тело», так как обладатель и обладаемое тождественны.
Если «я» тождественно телу, то нет перерождения, ибо «я» прекращает своё существование со смертью тела.
Если «я» и тело тождественны, то раз мы способны верить, видеть сны, решать математические головоломки и так далее, следовательно, и наши плоть, кровь и кости могут делать то же самое.
Поскольку это не так, то «я» не тождественно телу.
Если «я» — это ум, то нет смысла говорить «мой ум», ибо обладатель и обладаемое тождественны; однако обычно, когда мы сосредоточиваемся на своём уме, то говорим: «Мой ум». Это ясно показывает, что «я» не есть ум.
Если «я» есть ум, а каждый человек имеет много разновидностей ума: 6 видов сознания, концептуальные виды ума и неконцептуальные виды ума, то следует, что у каждого человека имеется столько же и «я». Поскольку это нелепо, я заключаю, что «я» не есть ум.
Так как тело не есть «я» и ум не есть «я», то и совокупность тела и ума не может быть «я». Если совокупность тела и ума — это собрание элементов, которые не есть «я», то как может собрание их само быть «я»? Например, в стаде коров нет ни одной овцы, поэтому стадо само по себе не овечье. Таким же образом, в соединении тела и ума ни тело, ни ум не есть «я», поэтому и их совокупность сама по себе не есть «я».
Если ты находишь такое утверждение трудным для понимания, длительно размышляй над этим с умом, настроенным спокойно и положительно, обсуждай это с более опытными практикующими, и этот пункт станет ясным для тебя.
Если «я» не является ни телом, ни умом и ни совокупностью тела и ума, то единственная оставшаяся возможность заключается в том, что «я» — это нечто отдельное от тела и ума. Если это так, то ты должен быть способен воспринимать такое «я», которое существует помимо проявлений тела и ума; но если представишь, что твои тело и ум исчезли, то не останется ничего, что можно было бы назвать «я». Поэтому следует, что «я» не существует отдельно от тела и ума.
Представляй, как растворяются твои тело, ум, мысли, чувства, желания и осознание. Все это превращается в ничто.
И ты обнаруживаешь, что не осталось того, что можно было бы назвать как «я», а, значит, эта выявленная бессущностность «я» и есть Пустота, Высшая Истина.
Приход к несуществованию
Выполняй созерцание бессущностности твоего «я», пока ум не проникнется глубоко этой истиной.
Осознавание иллюзорности «я» может привести к переживанию потрясения или, наоборот, радости, словно иссяк источник всех невзгод. Это признаки правильной медитации. Впоследствии созерцание станет более устойчивым и уравновешенным.
Представляй, как ум растворяется в Пустоте, подобной пространству, осознавая полное отсутствие существования «я».
Оставайся в этом созерцании как можно дольше, при необходимости прибегая к бдительности, если ум отвлекается на другой объект или если ты утратил значение Пустоты и сосредотачиваешься просто на ничто. Следует вернуться к исследованию объекта созерцания — несуществование «я».
При выполнении могут возникнуть вопросы: «Если «я» реально не существует, то кто тогда медитирует, анализирует и прочее?»
Хоть ты и выяснил, что «я» реально не существует, однако, нельзя сказать, что «я» не существует совсем. Оно существует условно, как обозначение, которое ум приписывает совокупности тела и ума. Когда «я» воспринимается как обозначение, проблем не возникает, в отличие от того, когда ты пытаешься выяснить: «А кто это «я»?» На самом деле, «я» существует абсолютно, независимо от концептуального обозначения как сверхтонкий слой нашего сознания. Вот почему при анализе и поиске существования «я» ты не смог отыскать его нигде.
Вывод один: нельзя отыскать никакого «я». Необнаруживаемость «я» есть Пустота «я» и его Высшая Природа. «Я» существует просто как обозначение и есть условная природа «я».
Второе созерцание — Пустота тела
Выполняется тем же способом, каким медитируешь о Пустотности «я».
Вначале найди объект отрицания. Когда ты думаешь: «Моё тело», — твоему уму естественно представляется тело, существующее само по себе, как одно целое со своими частями или как нечто независимое от них. Такое тело есть объект отрицания, оно не существует.
Медитация на пространстве Пустоты
«Спокойную, пусть каждый почитает её
как то, откуда он пришёл,
как то, с чем ему предстоит слиться,
как то, чем он дышит».
Чхандогья Упанишада, 3, 14, I
Сядь в позу лотоса или полулотоса, спину непременно держи выпрямленной – настолько, насколько это тебе удобно. Руки расслабь и положи ладонями вверх на колени, не сжимая в кулак.
Закрой глаза. Сконцентрируйся на пустоте и темноте, которые ты «видишь». Для лучшего эффекта перед глазами можно поставить источник света – свечу, лампу и т. д.
Попробуй ощутить пустоту как предмет: какая она на ощупь, чем пахнет…
Представь, что пустота будто засасывает тебя, что ты погружаешься в неё, она обволакивает тебя со всех сторон, будто тёплый плед.
Не думай ни о чём, кроме пустоты. Твой разум должен быть свободен от мыслей и чувств. Ничего, кроме пустоты, существовать не должно.
Отдайся на волю этой пустоты.
Возможно, тебя начнёт немного покачивать из стороны в сторону, ты почувствуешь давление на плечи. Не пугайся этого. Если подобные чувства появились, это значит, что ты достиг своей цели, и твои разум и тело полностью расслаблены и насыщены покоем.
Выходить из состояния лёгкого медитативного транса нужно медленно. Отпусти пустоту. Ощути, что она теряет свои объёмы, свою власть над тобой, все характеристики, и становится просто словом «пустота». Открой глаза. Спокойно посиди минут пять.
Через несколько таких медитаций, усложни действо. Например, попробуй совмещать эту медитацию с пропеванием и вибрированием мантр Пустоты, с касанием щупальцей внимания материи этих мантр и поверхности Знака Пустоты. Наконец, в этом состоянии впитывай в себя особую прану, льющуюся из Знака, а затем пройди сквозь него…
Пустое состояние
Можно отпустить тело спать, а самому при этом работать. Так быстрее выспишься, а ночью сможешь быстрее совершить ВТО.
Это не есть впадение в неосознанку, т.к. продолжаешь себя контролировать, просто опускаешь физическое тело на более глубокий уровень. Тело спит, оно отдыхает. Но ты при этом ходишь, разговариваешь — всё как надо.
Окружающие считают, что ты устал, хочешь спать или под наркотой.
Тело и ум расщеплены. Тело само знает, что и как ему делать, оно работает только за счёт памяти и рефлексов. Это легче понять, когда предстоит предпринимать действия, давно заученные, которые можешь совершать на автопилоте, например: пойти на работу и вернуться обратно.
Может возникнуть чувство, что ты заново учишься ходить или всё видишь в первый раз. Как только такое возникло, не надо удивляться, надо отрешиться от удивления и уйти глубже.
Способы входа:
Утром, когда проснулся, но ещё не встал, ты обычно уже находишься в этом состоянии, потому надо зацепить его с самого утра и не снимать целый день.
Сесть или лечь, расслабиться, всё отпустить и наблюдать за дыханием — оно будет сонным, ты можешь иногда еле слышно храпеть. Как только дошёл до храпа, встать и заняться обычными делами, не выходя из этого состояния.
Отрешиться ото всего и наблюдать со стороны как ты отпустил свои мысли, как они затёрлись, как ты не подпитываешь их никакими чувствами и переживаниями, всё проходит сквозь тебя, но при этом тебя не задевает, не колеблет. Часто при этом можно заметить, что окружающий мир пошёл волнами, которые от сахасрары расходятся от тебя вправо и влево.
Вспомнить, когда ты был в этом состоянии, и каково тебе было. Затем по этому отпечатку войти в него снова и углубиться.
Заметить, как это состояние пришло само, ухватиться за это и уйти в самую его глубь. Легче это получается, когда ты устал.
Главное — не заснуть в этом состоянии! Чтобы этого не произошло, надо двигаться, работать, совершать осмысленные действия (хотя и не мыслить, например: можно читать книгу и при этом НЕ проговаривать мысленно то, что читаешь) и поддерживать самонаблюдение.
В течение дня надо вспоминать об этом состоянии, отслеживая его и углубляя.
Пустое состояние — это основное рабочее состояние Мага Пустоты. Маг должен находиться в этом состоянии постоянно.
Разновидностью использования Пустого Состояния и, одновременно, одним из способов его достижения, является сенсама — «рефлексная ходьба».
Когда идёшь по улице, обрати внимание на то, что на самом деле тело идёт само, ты управляешь им очень мало, оно идёт руководствуясь рефлексами, а не умом и твоими командами. Отследи чем и как вызываются эти рефлексы, полностью отдайся рефлексам, не управляй телом своими мыслями и умом («сейчас я сверну за угол, потомучто там мой дом»; «сейчас я перешагну лужу, потомочуто иначе я промочу ноги»), позволь телу идти самому по себе. И посмотри, куда и как таким образом придёшь.
Самое главное тут в том, чтобы уловить то, что управляет движениями. Мысленно задавай себе этот вопрос, пытаясь найти источник, стараясь ощутить это нечто. Легче всего заниматься сиим на природе — в поле или в лесу. Там можно идти и идти, не думая о направлении. Но можно отслеживать это даже когда просто идёшь из дома в магазин и обратно, или ходишь по квартире. Можно отдаваться рефлексам даже при ходьбе на месте.
Такой тип ходьбы используется для поиска мест силы и иных значимых мест, а так же для отключения потока мыслей и всего, что с этим связано.
Мантры Пустоты
ОМ СВАБХАВА ШУДДХА САРБА ДХАРМА СВАБХАВА ШУДДХО ХАМ (ОМ СВАБАВА ШУДДО САРВА ДХАРМА СОБАВА ШУДДХО ХАМ) – если произносить сие при проявлении Ясного Света Смерти, созерцая все дхармы как лишь Ум и ничего более, то реализуешь собрание мудрости. Можно произносить и в любом другом состоянии, просто как Мантру Пустоты. Тогда она убирает все ненужные энергии, растворяет мысли и вообще действует очистительно.
ОМ ШУНЬЯТА (или МАХАШУНЬЯТА) ДЖНЯНА ВАДЖРА СВАБХАВА АТМАКО ХАМ – произнося сие, даже тот Ум, созерцай как Пустотность, и подлинно достигнешь Высокого Предела.
ДЖАЙЯ ПРАЛАЙЯ! ОМ НАМАХ ТИМИРА ШУНЬЯ НИРГУНА МАХАЛАЙЯ ПАРАШАКТИ ХУМ. ПХАТ! – сия мантра дарует все возможные сиддхи и разрушает все виды иллюзий.
ОМ ГАТЭ ГАТЭ ПАРАГАТЭ ПАРАСАМГАТЭ БОДХИ СВАХА – наивысшая мантра Великго Знания, уравнивающая неравное, полностью успокаивающая все страдания; мантра, опираясь на глубокую
запредельную мудрость которой, все будды трёх времён достигли наивысшего и совершенного полного просветления.
Мудры Пустоты
В полную силу они работают только у тех, кто уже наловчилса работать с Пустотой. Всем остальным могут принести слабость и усталость.
Подушечка указательного пальца левой руки прижата к подушечке большого пальца правой руки. На левой руке кончик большого пальца прижат ко внутренней стороне верхнего сгиба указательного пальца. На правой руке кончик указательного пальца точно так же прижат ко сгибу большого пальца. Остальные пальцы обеих рук находятся в произвольном положении, но ни в коем случае не соединены. Руки держать перед собой на уровне солнечного сплетения или повыше. Это для того, чтобы душа привыкала к Пустоте, черпала из неё силу, плотнела и развивалась.
Подушечка указательного пальца левой руки прижата к подушечке большого пальца правой руки. Кисть (но не ладонь!) левой руки смотрит вверх, кисть правой смотрит вниз, таким образом ладони НЕ смотрят друг на друга. Большой палец левой руки вытянут вверх, указательный палец правой руки вытянут вниз. Остальные пальцы обоих рук находятся в произвольном положении, но ни в коем случае не соединены. Проще это понять, если просто опустить руки перед собой и попробовать держать сию мудру. Это для осознанных снов.
Правая рука согнута в локте, указательный палец направлен в небо. Левая рука согнута углом так, что её ладонь поддерживает локоть правой руки. Делается стоя, перед сном держать от 20-30 минут до часа. Это для осознания мига засыпания.
Через Пустоту можно скачать любые знания, они будут видеться не только расплывчатыми и переменчивыми образами, а как чёткий снимок и кино. Потому эти три мудры взяты просто для примера; остальные, какие тебе надо, возьмёшь сам.