Человек есть пустой сосуд. Чем его наполнят, тем он и будет. Но с другой стороны, зачем его наполнять, коли он заполнен пустотой? Потому Сиддхартха Гаутама и сказал: «Пустота есть Форма, и Форма есть Пустота».
Если хочешь ощутить внутреннюю Пустотность, знай что главным образом она помещается здесь:
Держи своё внимание на этом месте внутри своего черепа, воображая его совершенно белым, и мысли твои утихнут, и ты начнёшь ощущать пустотность и тщетность всего происходящего.
Если желаешь постичь единство Пустотности (Шуньята) с Пустотой (Шунья), исполняй медитации на Пустоту.
16 видов Пустотности
Хорошенько пойми и прочувствуй всё это. Только тогда последующее твоё продвижение будет гармоничным.
1. Пустотность внутреннего
Поскольку не существует самосущей природы, глаз пуст от того, чтобы быть глазом. Ухо, нос, язык, тело и ум тоже таковы, все они описываются подобным образом. Они не являются постоянными или вечными. Они не остаются теми же и на короткое время — и разрушаются. Глаз и остальные шесть внутренних органов — это вещи, не имеющие никакой сущностной природы. Вот что подразумевается под «пустотностью внутреннего».
2. Пустотность внешнего
По вышеуказанным причинам природа формы — это пустота. Так форма пуста от бытия формой. Звуки, запахи, вещи, пробуемые на вкус, и также те, которые ощущаются телом, — все эти феномены совершенно сходны. Форма и всё остальное, о чём сказано выше, не имеет сущностной природы: само это отсутствие сущности называется «пустотностью внешнего».
3. Пустотность внешнего и внутреннего
Так называется то, что и внутреннее и внешнее не имеют сущностной природы.
4. Пустотность пустоты
Все феномены не имеют сущностной природы, и Совершенномудрый зовёт это «пустотностью». Эта пустота пуста от бытия самосущей существующей Пустотой.
5. Пустотность великого
Великое — это то, что охватывают 10 направлений пространства, — все живые существа и вся вселенная. Эпитет «безмерные» утверждает бесконечность направлений. Существа и вещи наполняют безграничные направления пространства, и они не могут быть измерены в протяженности. То, что все l0 направлений в их полной обширной протяженности пусты от сущности, — это «пустотность великого». Будда учил об этой пустотности, чтобы опровергнуть твоё представление о том, что обширное — реально.
6. Пустотность высшего
Поскольку изо всех потребностей существ это — высшая потребность, прекращение страданий, то есть Нирвана, Успокоение — здесь называется высшим. Тело Истины, Дхармакайя, пусто от себя самого, — и это то, что есть пустотность высшего. Познавший высшее наставлял о «пустотности высшего» для того, чтобы противостоять тенденции ума думать о Нирване как о вещи.
7. Пустотность обусловленного
Поскольку возникают из условий, 3 сферы бытия «обусловленны». Они пусты от самих себя. И это, как учил Будда, — «пустотность обусловленного».
8. Пустотность не-обусловленного
Когда среди характеристик явления нет возникновения, прекращения и непостоянства, это явление считается необусловленным, несформированным. Эти явления пусты от самих себя. Это «пустотность не-обусловленного».
9. Пустотность выходящего за пределы крайностей
То, к чему не приложимы крайности, выражается словами «выходящее за пределы крайностей». Пустотность самого этого (выходящего за пределы) объясняется как «пустотность того, что выходит за пределы крайностей».
10. Пустотность не имеющего начала и конца
То, что не имеет точки, с которой оно берёт своё начало, и границы, на которой оно кончается, — это круговерть бытия. Поскольку она лишена прихода и ухода, она подобна лишь видимости, как обычный сон. Существование пусто от какого бы то ни было существования, — вот пустотность того, что не имеет ни начала, ни конца.
11. Пустотность того, что не следует оставлять
«Оставлять» что-то означает отбрасывать это или избегать этого. То, что не должно быть оставлено, — то, что никогда не следует отвергать, — это Великая Колесница. То, что не следует оставлять, пусто от самого себя. Поскольку эта пустота является самой его природой, говорится о «пустотности того, что не следует оставлять».
12. Пустотность самосущности явлений
Истинная сущность обусловленных и всех других явлений — это чистое бытиё, поэтому ни Слушатели, ни Единолично-пробужденные, ни Бодхисаттвы, ни Будды не создают эту сущность заново. Поэтому говорится, что эта сущность обусловленного и т.п. является самой природой явлений. Она сама пуста от самой себя. И это — пустотность истинной природы.
13. Пустотность всех элементов бытия
18 потенциалов, 6 типов контакта и из этих 6-ти -6 типов ощущения, далее — всё, что есть форма, и всё, что не есть — обусловленное и необусловленное, — это составляет все явления. Все эти явления пусты от самих себя. Эта пустотность — «пустотность всех явлений».
14. Пустотность собственных признаков
Все обусловленные и необусловленные явления имеют свои индивидуальные определяющие характеристики, собственные признаки. Они пусты от того, чтобы быть самими собой. Это «пустотность собственных признаков».
15. Пустотность необъективируемого
Настоящее не сохраняется, прошлое и будущее не существуют. Куда бы вы ни посмотрели, вы не сможете их увидеть как объекты, поэтому 3 времени называются «необъективируемое». Необъективируемое по сути пусто от себя самого. Оно не является вечным и постоянным, ни невечным и преходящим. Такова «пустотность необъективируемого».
16. Пустотность небытия предметов
Поскольку предмет возникает из причин и условий, он лишён природы быть обусловленным. Эта пустота от того, чтобы быть чем-либо, что обусловленно, — «пустотность небытия предметов».
4 вида Пустотности
16 видов Пустотности умещаются в 4 вида Пустотности. Эти 4 вида есть сумма предшествующих 16-ти. Причина, почему они представлены таким образом, состоит в том, что в состав этих 16-ти входит много вещей, которые легко позабыть. Поэтому, когда так происходит и ты, подходя к концу, забываешь, что было в начале, тогда эти 4 очень хорошо все их в себе суммируют.
Пустотность предметов
Предметы пусты от бытия предметами, и это — «пустотность предметов».
Пустотность не-предметов
Не-предметы пусты от бытия не-предметами, и это — «пустотность не-предметов»
Пустотность самой природы явлений
Природа явлений — в том, что они не имеют сущности. Это называется «природой», — поскольку никто этого не создавал. Природа пуста сама от себя, и это — «пустотность самой природы».
Пустотность таковости
Вне зависимости от того, появляются Будды в мире или нет, о естественной пустоте всех предметов провозглашается, что это — «таковость».
Медитация на Пустоту без приложения умственных усилий
Этот способ самый простой и доступный для начинающих.
Укрепись в мысли, что все явления лишены истинного самобытия. Всё есть иллюзия. И твоё тело — тоже. Сам ум должен осознать свою собственную иллюзорность и, как следствие, иллюзорность всех остальных проявлений.
Пускай твоё сознание растворится в пространстве. Растворив свой ум в пространстве, стань бессознательным, словно труп.
Медитируй на Пустотность, свободный от возбуждённости и от притуплённости сознания. Это и есть безмятежное пребывание.
Медитация на Пустоту с помощью исследования заблуждений
Если ты медитируешь на кладбище, или ином в месте, вселяющем страх, или даже в собственной комнате, то могут возникнуть внешние и внутренние устрашающие явления. В этом случае нужно исследовать два «заблуждения» — пугающее явление и самосущее испуганное «я». Существуют ли они истинно, сами по себе? Надлежит исследовать то «я», которое испытывает пугающее воздействие (будь то звук или видение). Вспомнив, что всё есть Пустота, раствори свой ум в пространстве, и не обращай внимания на то, что творится с тобой. Всё, что случится, ощущай как проявления Пустоты.
После того как устрашающие явления закончатся, потрудись отыскать источник этих двух заблуждений. Именно в попытках обнаружить местонахождение этого независимого «я» ты и придёшь к пониманию Пустотности.