Артеми́да (др.-греч. Ἄρτεμις) — в древнегреческой мифологии, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны (её брат Аполлон был олицетворением Солнца). У Гомера — образ девичьей стройности, покровительница охоты[2]. У римлян отождествлялась с Дианой.
Культовыми животными Артемиды стали лань и медведица.
Мифология и культура
Этимология имени Артемида (др.-греч. Ἄρτεμις) неясна, возможные варианты: «медвежья богиня», «владычица», «убийца». Микенск. a-ti-mi-te.
Дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона (Hes. Theog. 918), внучка титанов Кея и Фебы. Родилась на острове Делос.
Её прислужницами были 60 океанид и 20 амнисийских нимф. Получила в подарок от Пана 12 псов. Согласно Каллимаху, охотясь на зайцев, радуется виду их крови.
Классическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, те же, кто не соблюдает его — строго караются (как, например, Каллисто). Перед свадьбой богине Артемиде приносились искупительные жертвы. Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: убивает Актеона, детей Ниобы, приказывает Агамемнону принести ей в жертву его дочь Ифигению. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица.
Такая Артемида, которой приносятся человеческие жертвы, во многом близка древним богиням-матерям, подобным Кибеле и Иштар; отсюда, возможно, и оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие богини. С ней нередко отождествлялись Илифия, пособница рожениц, Геката — богиня мрака и покровительница чародеев, Селена — олицетворение Луны. В художественных изображениях Селена отличается от Артемиды только более полным лицом, костюмом, и дугообразным покрывалом на голове. Артемида (в своей древней ипостаси), как и многие подобные ей богини, защищает женщин и детей, облегчает страдания умирающих, она ассоциируется одновременно и с рождением, и со смертью.
Любопытны и не совсем понятны связи Артемиды с медведями. В Брауроне, у восточного побережья Аттики, находился раскопанный сейчас храм Артемиды Брауронии. С одной стороны, в этот храм посвящались одежды умерших при родах женщин: это связано с функцией Артемиды как родовспомогательницы и не заключает в себе каких-либо неожиданностей. Но с этим же храмом был связан странный обычай: афинские девочки в возрасте от пяти до десяти лет поселялись на некоторое время в этом храме, назывались ἄρκτοι, «медведицами», и во время справлявшегося раз в четыре года праздника Брауроний осуществляли, одетые в выкрашенные шафраном одежды, какие-то церемонии в честь Артемиды. С этим обычаем сопоставляют аркадский миф о спутнице Артемиды Каллисто, превращенной ею в медведицу, и видят здесь следы древнего териоморфного, то есть «звериного» облика самой Артемиды.
Согласно Котте, Артемид было три: дочь Зевса и Персефоны, родила крылатого Эрота от Гермеса; дочь Зевса третьего и Лето; дочь Уписа и Главки, которую называют Упис.
По египетскому преданию, которое сообщил эллинам Эсхил, Артемида — дочь Деметры. Когда боги бежали в Египет, она превратилась в кошку.
Культ Артемиды был распространён повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где находилась прославленная многогрудая статуя богини-покровительницы деторождения. Первый храм Артемиды сжёг в 356 до н. э., желая «прославиться», Герострат. Построенный на его месте второй храм был одним из семи чудес света античности. Артемида Эфесская являлась покровительницей амазонок.
Эпитеты
Агротера. «Охотница», «Ловчая». Эпитет Артемиды, её храм в Аттике. Либо некая богиня.
Алфея.
Апанхомена. («Удавленница»). Эпитет Артемиды в Кафии (Аркадия), с которым связана легенда. Согласно Каллимаху, аркадцы молятся Артемиде Удавившейся.
Арикийская.
Ариста. Эпитет Артемиды, о эпитете есть другой рассказ, который Павсаний обходит молчанием.
Астратея.
Браврония. Эпитет Артемиды, от аттического дема Браврон. Праздники связаны с переодеванием в медведиц.
Бромия. Эпитет Артемиды.
Гегемона. «Водительница». Эпитет Артемиды. В Тегее с ним связана легенда.
Геката. Так называют Артемиду.
Гекаэрга. Также это эпитет Артемиды.
Гиакинфотрофос. Эпитет Артемиды в Книде.
Дафния. Эпитет Артемиды.
Делия. Эпитет Артемиды. Имя возлюбленной Тибулла.
Евклея.
Евринома. По фигалейцам, эпитет Артемиды.
Ифигения. «Сильнорожденная, Могущественная». Эпитет Артемиды.
Каллиста. Эпитет Артемиды. Первым его использовал поэт Памф, заимствовав у аркадян. Храм Артемиды Каллисты стоял рядом с могилой Каллисто.
Кариатида. Эпитет Артемиды. Кариаты — жрецы Артемиды. Кастор и Полидевк обучили спартанцев в местечке Карии особому виду пляски. en:Caryatis
Кинфия. Эпитет Артемиды. От горы Кинф на Делосе. Имя возлюбленной Проперция.
Колоенская. Эпитет Артемиды. Святилище у озера Колоя в Лидии.
Кордака. Эпитет Артемиды в Элиде.
Лафрия (Λαφρία). Эпитет Артемиды у калидонян и мессенцев по имени героя Лафрия, установившего культ Артемиды в Калидоне (см. Мифы Фокиды), также в Патрах.
Левкофрина. «Белобровая». Эпитет Артемиды, почитаемой магнетами.
Лигодесма. «Обвязанная ивами». Эпитет Артемиды Орфии в Спарте.
Лохия. «Родовспомогательница». Эпитет Артемиды.
Мелисса (Μέλισσα, «пчела»). В Эфесе эпитет Артемиды, названной дочерью Деметры. Учреждение культа описано в трагедии Эсхила «Жрицы» (фр.86-87 Радт). Мелиссами называли жриц Деметры.
Мунихия. Эпитет Артемиды. Её святилище в городке Пигелы в Ионии, основанном Агамемноном. Ксоан Артемиды Мунихии в Сикионе соорудили Скиллид и Дипен.
Орфия. (Ортия.) Эпитет Артемиды, её алтарь в Спарте.
Орфосия. (Ортосия.) Эпитет Артемиды. Так называют амазонку Антиопу.
Пайдотрофа. «Детокормилица». Эпитет Артемиды. Храм в Короне (Мессения).
Подагра. По Сосибию, в Лаконике есть жертвенник Артемиды Подагры.
Селасфора. «Светоносная». Эпитет Артемиды.
Тавриона. См. Тавропола.
Тавропола. Эпитет Артемиды. Изображение Артемиды Таврической в Бравроне. Обряды Артемиды Таврополы были и в Каппадокии. Эпитет Гекаты. Согласно Питоклу, фокейцы устраивают ей человеческие всесожжения.
Улия.
Феба. Имя Артемиды.
Ферея. Эпитет Артемиды. Связан с Ферами, статуя в Аргосе.
Хесийская. Эпитет Артемиды на Самосе.
Хитона. Эпитет Артемиды.
Элефтерия. «Свободная».
Эфопия. Эпитет Артемиды, её святилище в Митилене. В «Эфиопиде» (синопсис) упомянуто, что на Лесбосе Ахилл приносит жертвы Аполлону, Артемиде и Лето.
Спутницы
Гиала. Спутница Артемиды.
Нефела. Спутница Артемиды.
Опис. Нимфа, спутница Артемиды.
Ортигия. Кормилица Артемиды и Аполлона. Её именем назван парк у храма Артемиды в Эфесе, там стояла её статуя с детьми в руках.
Псека. Спутница Артемиды.
Ранида. Спутница Артемиды.
Фиала. Спутница Артемиды.
Другие спутницы Артемиды:
Амнисиады.
Антиклея.
Бритомартида.
Дафна.
Еврибия (амазонка).
Крокала.
Полифонта.
Прокрида.
Сиринга.
Тайгета.
Феба (амазонка).
Филоноя (дочь Тиндарея).
Жертвы Артемиды
Приносит естественную смерть женщинам (как Аполлон мужчинам), но может быть и кровожадной, часто пользуясь стрелами как орудием наказания. Среди её жертв также Мелеагр и Орест.
Жертвы гнева Артемиды:
Агамемнон. Богиня потребовала принести в жертву Ифигению (по поздней версии мифа — пощажена богиней).
Адонис. Наслала на него кабана.
Актеон. Превращен в оленя.
Алоады. Артемида превратилась в лань, и они убили друг друга.
Алфей. Влюбился в Артемиду.
Амфион и его дочери. Убиты стрелами.
Ариадна.
Аталанта и Гиппомен. Превращены во львов.
Бротей. Бросился в огонь.
Буфаг из Аркадии. Поражен стрелой.
Гиппа (дочь Хирона), она же Меланиппа. Превращена в кобылицу.
Гратион (гигант). Убит.
Дриант из Танагры.
Каллисто. По версии, поражена стрелой.
Кенхрей. Случайно убит ею.
Коронида (дочь Флегия). Убита.
Лаодамия (дочь Беллерофонта).
Лимон (сын Тегеата). Поражен стрелой.
Меланипп и Комефо. Принесены в жертву Артемиде.
Мера (дочь Прета). Убита.
Ойней. Она послала калидонского вепря.
Орион. Убит Артемидой (версия).
Титий. Убит.
Фалек. Тиран, его убила львица, посланная Артемидой.
Филонида (она же Хиона). Убита стрелой.
Фоант из Посидонии. На него упала голова кабана.
Эфимия. Убита.
Почитание
В шестой день третьего (Боедромиона) месяца греки проводили жертвоприношение Артемиде Агротере.
В литературе и искусстве
Ей посвящены IX и XXVII гимны Гомера, III гимн Каллимаха, XXXVI орфический гимн. Действующее лицо трагедий Еврипида «Ипполит», «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде».
Изображалась с золотым луком и колчаном за плечами, с копьём в руках, иногда с полумесяцем на голове (символ богини Луны), часто в сопровождении лани и нимф. Традиционно богиню, символизировавшую целомудрие, «одевали» в короткий хитон. Позднее, в XVI—XIX веках, стали появляться изображения нагой богини, что в то время приводило к настоящим скандалам (например Диана-охотница, созданная в 1790 Гудоном).
В астрономии
В честь Артемиды названы: астероид (105) Артемида, открытый в 1868 году; астероид (395) Делия, открытый в 1894 году; венец Артемида на Венере.
В честь Артемиды также была названа новая Американская Лунная Программа.
Диа́на (лат. Diana, возможно, тот же индоевропейский корень, что дэв, Див, Зевс, лат. deus 'бог'[источник не указан 174 дня]) в римской мифологии — богиня растительного и животного мира, охоты, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны; соответствует греческим Артемиде и Селене.
Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой. Диану ещё называли Тривией — богиней трёх дорог (её изображения помещались на перекрёстках), это имя толковалось как знак тройной власти: на небе, на земле и под землёй. Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней Целестой. В римских провинциях под именем Дианы почитали местных духов — «хозяек леса».
Иногда Диане, также как и Юноне, добавляли эпитет «Луцина» — покровительница деторождения. Эти функции, принадлежавшие Юноне, на Диану были перенесены под влиянием греческого культа Артемиды.
В Риме культ Дианы считался «иностранным» и не распространённым в патрицианских кругах, однако был популярен среди рабов, которые обладали в храмах Дианы неприкосновенностью. Царь Сервий Туллий, по преданию, сам рождённый в рабстве, посвятил Диане храм на римском холме Авентин. Годовщина основания храма считалась праздником рабов.
С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесёт её в жертву Диане в этом храме, получит власть над Италией. Царь Сервий Туллий, узнав об этом, хитростью завладел коровой, принёс её в жертву и прикрепил рога к стене храма.
В честь Дианы назван астероид (78) Диана, открытый в 1863 году.
Изображали с полумесяцем на голове и факелами в руках, в длинной одежде.
Согласно Жоржу Дюмезилю Диана имеет праиндоевропейское происхождение. По его мнению первоначальные функции богини заключались в соединении небесного мира с продолжительностью времени, обеспечении преемственности поколений, откуда и сформировалась её функция родовспомогательницы, а также мирной смены царей и нормального функционирования царской власти.
Также являлась олицетворением Луны, также как и её брат Аполлон в период поздней Античности идентифицировался с Солнцем. Под именем Дианы в провинциях Римской империи почитали «хозяйку лесов», богиню-мать и покровительницу растительного и животного плодородия, отождествляя её с эллинскими Артемидой и Гекатой.