Согласно каббалистическим источникам, существует пять основных психических центров. Каждый связан с определенной сефирой и с определенными частями души и человеческого тела.

Йе-хи-да - психический центр, расположенный над головой. Это самый глубокий уровень подсознания. Он всегда находился в контакте с Божественным; иногда его называют "наше высшее Я". Он соотносится с тем аспектом Бога, который выражен именем Э-хе-йе.

Руах, помимо обозначения энергии, имеет еще одну смысловую нагрузку: название психического центра, расположенного в месте солнечного сплетения. Это нечто на туловище, расположенное над животом и ниже сердца и груди. Когда этот центр полностью расширен, он ключает в себя и сердце. Он представляет наше сознание. Отметим IHO из основных различий между восточной и западной мистическими философиями. На Востоке считали, что наш мир состоит из одних ибраций. Наш физический мир - иллюзия. Этот иллюзорный мир сзывается "майя", он постигаем нашим сознанием. Следовательно, наше сознание, созерцая только майю, "убивает" истину, внутреннюю действительность. Нам предписывается "уничтожить убийцу", отключить сознание с помощью медитации или иной техники. Западные оккультисты, будучи более прагматичными, чем их восточные коллеги, говорят: "Давайте не будем уничтожать убийц, но усовершенствуем их, чтобы они могли видеть не только иллюзии. Это процесс развития Воли, тот самый, которым вы и занимаетесь, совершая ритуалы. Соответственное этому центру имя Бога - Йуд-Хе-Вав-ХеЭл-о-а В'да- ат.

Центр, называемый Нефеш, расположен у половых органов. Он представляет самый поверхностный уровень нашего подсознания. Он определяет вожделение, жажду и способен преграждать движение потока энергии между Йе-хи-да и Руах. Соответственное имя Бога - Ша-дай Эль Хай.

Эти каббалистические термины имеют свои аналоги в фрейдистском психоанализе:
Йе-хи-да = Суперэго
Руах = Эго
Нефеш = Ид

В каббалистической традиции существует еще 2 психических центра - Йехида и Хая.

Психический центр, расположенный в области ступней, называется Гуф (G'uph). Он представляет физическое тело. Когда вы стоите, он перемещается: "ступни-земля" (или поверхность, на которой вы стоите). Его Божественное имя: А-до-най Ха-а-рец.

Центр в области горла не имеет на иврите названия, но известен, как "звено". Будучи задействованным, он самоиндуцируется и разделяется между высшим Я (Йе-хи-да) и сознанием (Руах). Его Божественное имя, позаимствованное у сефиры, Йуд-Хе-Вав-Хе Эл-о-хим.

Четыре типа Души в Каббале соответствуют 4 Ментальным Телам человека.

Нефеш - животная Душа - Животный Ментал - уровень анахата-чакры;
Руах - Человеческий Ментал - Сознание "Я" - уровень вишудхи;
Нешама - Надчеловеческий Ментал - Сознание "не-Я" - уровень аджны...
Хая и Йехида - два высших уровня Души - два рога Исиды - Сознание "сверх-Я"...

На основе книги Дональда Майкла Крейга "Современная магия" и материалов Центра изучения Эзотерического наследия

"Строго говоря, у евреев есть две души — животная и божественная.

Место пребывания животной души — в сердце, в левой его полости, наполненной кровью, как сказано: «Ибо кровь — это душа» (Дварим, 12:23). Поэтому все страсти — хвастовство, гнев и другие подобные чувства — коренятся в сердце, и отсюда они распространяются по всему телу, а также восходят к мозгу в голове, чтобы о них мыслить, размышлять и обдумывать их, так же как источник крови - в сердце, а из сердца она расходится по всем членам и поднимается в голову к мозгу.

А место пребывания божественной души — в мозгу в голове человека. Оттуда она распространяется по всем членам тела и в сердце, в его правой полости, в которой нет крови.

Тело человека названо «малый город». И как два монарха сражаются за один город и каждый хочет его захватить и властвовать в нем, то есть править по своей воле жителями города так, чтобы они подчинялись ему, что бы он не приказал, так две души — божественная и животная — сражаются друг с другом за власть над телом и всеми его членами.

Примечание: хотя кровь есть и в правой полости сердца, но она не основное, ибо с ней не связано возникновение нового (ведь кровь притекает из левого желудочка, в который она поступает из тела). То новое, что показывает роль правой полости сердца, — воздух (кислород), дающий жизнь телу.

Еврейская душа состоит из пяти «уровней», составляющих:

1. Нефеш — «душа». На этом уровне постигаются лишь внешние аспекты божественного света, принявшие форму духовных объектов.

2. Руах — «дух». На этом уровне интуитивно ощущается внутренняя суть этого света.

3. Нешама — «высшая душа». На этом уровне постигается внутренняя суть этого света.

4. Хая — букв. «живая» — трансцендентная сфера души, сообщающая жизнь уровням души, воплотившимся в тело.

5. Йехида — букв. «единственная» — божественная частица единого Б-га, присутствующая в душе; благодаря этой частице душа связана со Всевышним.

Известно из Каббалы, что пять праведников представляют собой пять уровней души; они являются общими душами:

Нефеш — Король Давид;

Руах — пророк Элияу;

Нешама — Моше-рабейну;

Хая — Адам;

Йехида — Мошиах;

Мошиах включает в себя души всех евреев, он — общая йехида; поэтому в его силах привести евреев к Освобождению."