Магический Миф описывает процесс развертывания любой силы, процесс актуализации любой потенции законом кватернера. Первичная идея, находя подходящее поле для своего проявления, отражается в нем и создает активный элемент, который, в свою очередь, продолжает мировой процесс, влияя на соответствующие ему воспринимающие элементы.
Этот принцип является настолько универсальным, что отражается в самом священном Имени Всевышнего каббалы – Тетраграмматоне.
Множество видений, прозрений и откровений истолковывали смысл движения сознания от Единого к множественности на этой Великой Колеснице. Собственно, даже само патриархальное устройство мира, патримониальность современной цивилизации во многом обязаны порядку прочтения принципа Тетрады.
Ключевое представление, лежащее в основе этого принципа, заключается в том, что, хотя Активный и Пассивный полюса любого бинера равновелики и онтологически совечны, с гносеологической точки зрения все начинается с проявления активности, которая находит соответствующую себе воспринимающую основу. Идеи того, что «Дух господствует над формой», «Сознание проявляется в бытии» и т.п. логично следуют из правильного прочтения Тетраграмматона.
И, конечно, такой краеугольный принцип не мог остаться без своего искажения. Сознание склонно считать хаос первоосновой, и даже Второе начало термодинамики, в определенном смысле, можно интерпретировать как вечное стремление космоса к возвращению в хаос.
Такой подход может привести к тому, что порядок прочтения Тетраграмматона изменится, и сознанию покажется, что Первичная среда рождает активность, которая лишь со временем приобретает свойства творчества. Ребенок, рожденный сильной и тираничной матерью, поначалу находится всецело в ее власти, и лишь победив в себе эту покорность, он может стать творцом своей жизни.
Сознание, находящееся в заблуждении своей раздробленности, не чувствующее единства и своей чистой природы ясного света, склонно видеть источник мирового движения в флуктуациях среды, а себя – лишь продуктом, слугой, рабом сил и обстоятельств.
Такое глубоко бесплодное ощущение приводит к представлению о доминировании сил разрушения над силами созидания, и отражается в образе демонического кватернера – Хавайот. Само слово интерпретируется как «твари», «звери», и читается по-разному – распространен вариант «Шавайот», а у Лавкрафта – Абхот. Аллюзия со «зверями» отсылает к образу Колесницы Иезекииля с ее Животными, отражающими творческие потенции Тетраграмматона, а порядок прочтения – Хе-Вау-Йод- (Хе) – указывает не просто на процесс, обратный Творению, но, на рас-творение, де-создание.
Речь идет о том, что сознание, плененное ощущением отдельности, не всегда ступает на путь обладания и стяжательства, для него есть и другой способ деградации, более редкий, но не менее печальный – стремление к разрушению. Причем речь идет не просто о дезинтеграции, как в случае проявления Хоронзона, речь идет о деятельном и структурированном разрушении. Пожалуй, именно такое состояние сознания можно в собственном смысле назвать «сатанизмом», как активное сопротивление структурирующей, космизирующей активности.
Именно в этом смысле Кроули называл Шавайот «жерновом» (перетирающим реальность).
Недаром традиционная Магия противопоставляет Хавайот не только правильно прочтенный Тетраграмматон, но и архангела Михаила, как солнечный, активный, упорядочивающий принцип.
Очень важно понимать разницу между разрушением как освобождением места для нового созидания и разрушением ради самого разрушения. Только тогда, когда за каждым “solve” следует “coagula”, за каждой дезинтеграцией – новая реализация – происходит развитие сознания, его структурирование и упорядочение. Маг должен четко контролировать свою растворяющую активность, а, признавая относительность реальности, он должен избегать крайности нигилизма, конечно, не впадая и в этернализм. Недаром изгоняющее Заклинание Соломона начинается именно с изгнания Хавайот – прежде, чем начать что-то созидать, нужно уничтожить уничтожение, нужно остановить распад и не посеять семена хаоса. К сожалению, очень часто люди пренебрегают этим принципом, и создаваемые ими системы с самого начала заражены разрушением, а значит – они неизбежно становятся дисгармоничными и внутренне противоречивыми. Маг понимает, что все, что рождено, должно умереть, но, тем не менее, созидает так, как будто его творение будет неразрушимым, а вступая в взаимоотношения с кем-то – он делает это так, как будто собирается провести с этим человеком вечность. Только при таком подходе действия приобретают необходимую целостность и недвойственность, и становятся тем, чем они и должны быть – инструментами развития сознания.