Сила дюжая, что нынче сохран возымевша в словесах, что люд тайны глаголит иной раз Юда шепчет, чтоб содеить, что надобно. Силища та разных имен нынче отпочтеванна, то бесами она по роду писана, токо каждому бесу то небесным хоромами да земными хатинами, по имени нарочно проведованно. То именам коль глаголишь, то знаемого можно прикличить, так коль зимовная порина, то надобно прикличить Зимника, то дух бел, да на снеговну сторону ложен, да ежели хлад дикий, да до кости все понукает, то спесь хладная, да под ножиной снег звучный.
Да ежели разгуливает морозец, то Зимник расшастывалсья. Да прикличь его надобно, ежели хочешь, чтоб потребил он вражину твою, да чтоб мерзлотиной дом его похладил, да разорением пометил, да чтоб зимовья побил, да чтоб сам морозец худо заделал вражине. То надобно плеть, что лошадь погоняишь взять. Да выскочь на двор морозлый.
Да надобно плетю той посекарить снежный кров перед собой, да секи его, чтоб свистом шло, да молви:
«Секу, секу, побиваю, плеть свисти, да петлей ложись, коль конья тобой стегал, да по миру погонял, тако снежный платень сечиной секу, да его погоняю, иже расступись, да ты Зимник, бес белокудрый, да морозины приходец, да коль морозину привадил, да то сам ко мне прихорошись, да явись, звезда небесинная, луна полная, слово крепкое. Истинно».
Ежели хочешь, чтоб вражину попортил, да то возле его хаты, иль возле калиточки, на снегу прочеркни, кружину, да в кружине три креста сверху внизину.
Да скажи:
«Три в кружину, да *Н* в Сумину, Зимником треблено. Истинно».
Ежели надобно, чтоб проросто не выходило на поле ничего, то ходь на поле, да кинь в полище семь снежных комов, да на каждый ком среки:
«Выхладю дано»!
Да порсле последнего кома, коль изрек, то посечь один раз снег да среки:
«Тебе, Зимник, на воронь. Истинно».
Ежели простецки вызвал Зимника, да потешь его, да потешить можешь, коль свистом опрокинь плеть по воздушине зимней, да пусть свистом пойдет пару разин. Да коль сотворил, то молви:
«Свистом по небесине, да плетиной песнь, иже тебе, Зимник, свистом речена, да на потешину, да на славину. Истинно».
Да ходь домой обратинкой, да плеть в хату не нось. Пусть за порожиной останетсья иль в хлевину сложь.